Восточный плацдарм НАТО

Саммит Североатлантического альянса в Варшаве подтвердил объявленное еще в середине июня решение разместить на восточных границах НАТО в Европе четыре батальона на ротационной основе. Как заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, «цель данных мер – обеспечение безопасности альянса, который вовсе не стремится к конфронтации с Россией». Однако директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин назвал это решение «очень опасным наращиванием военной силы достаточно близко к нашим границам». Россия, по его словам, «будет вынуждена адекватно ответить на данный шаг НАТО».

Восточный плацдарм НАТО | Иллюстрация Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Иллюстрация Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Российские военные эксперты, комментируя решение НАТО о создании четырех новых батальонов, призывают ответить усилением войск Западного военного округа. И это уже происходит: еще в мае министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что для противодействия наращиванию сил НАТО у российских границ будут созданы две новые дивизии в Западном военном округе и одна в Южном. Уже началась передислокация из Екатеринбурга в Клинцы (Брянская область) 28-й отдельной мотострелковой бригады. Из Самары в Валуйки (Белгородская область) передислоцируется 23-я отдельная мотострелковая бригада.

«Если анализ ситуации покажет такую необходимость, в Западном военном округе может быть размещена еще одна ракетная бригада, оснащенная ракетными комплексами «Искандер-М», – отмечает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

«Вопрос в том, кто кого боится? Я думаю, что мы НАТО не боимся, а они нас боятся, – прокомментировал решение альянса ведущий научный сотрудник московского Карнеги-центра Алексей Малашенко. – Безусловно, к войне это не приведет, но какие-то ответные меры со стороны России последуют».

По словам бывшего начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковника Леонида Ивашова, новые батальоны НАТО угрозы для России представлять не будут, но они могут стать основой для развертывания более крупных сил – достаточно мощных бригад механизированного типа. Поэтому на будущее, как считает военный эксперт, надо предусмотреть усиление Западного военного округа средствами поражения. «Речь идет о площадных системах залпового огня типа «Смерч», высокоточном оружии. Требуется усиление комплексами «Искандер-М», крылатыми ракетами, истребительно-бомбардировочной авиацией», – конкретизирует Ивашов.

«НАТО, если не держать пистолет приставленным к его коленке, будет творить черт знает что, как это было в Югославии и Ливии, – говорит декан факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. – Как бы жестко это ни звучало, остановив ударом кулака расширение НАТО, мы выступили в роли поставщика безопасности, поскольку в противном случае дошло бы до большой войны в Европе. Вступление Украины в НАТО гарантированно спровоцировало бы такой конфликт».

«Укрепление восточного фланга НАТО гарантирует защиту Польши от агрессивного поведения России», – заявил в свою очередь на днях министр обороны Польши Антоний Мацеревич. По его словам, дислокация войск НАТО в Польше и странах Балтии не будет чем-то вроде учений. «Речь идет о войсках, структуры и вооружения которых будет достаточно, для того чтобы противостоять агрессору», – сказал глава оборонного ведомства Польши. Мацеревич также подчеркнул, что командование всех сил, укрепляющих восточный фланг НАТО, будет размещено в Польше.

Такая вызывающая активность Польши накануне саммита вызвала раздражение внутри самого альянса. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, в частности, довольно резко отозвался об учениях НАТО в странах Балтии. «Мы не должны накалять ситуацию громким бряцанием оружия и военными криками», – заявил он. И намекнул, что танки на границе не добавят спокойствия полякам. «Общей целью должен быть возврат к большей безопасности после двух с половиной сложных лет для всей Европы, – считает глава германского МИД. – Мы не должны допустить возврата к «новой старой конфронтации». По словам Штайнмайера, меры безопасности в Восточной Европе, принятые альянсом на варшавском саммите, а также готовность к диалогу с Россией – это «две стороны одной медали». «Одно невозможно без другого, одно без другого не имеет смысла», – говорит министр. Он также обратился к партнерам по НАТО с призывом избегать ненужного обострения отношений.

Начать размещение своих батальонов в Польше и странах Балтии натовцы намерены с начала 2017 года. Командовать же «германским», «американским» и «британским» батальонами станут не генералы из этих стран, а объединенный штаб НАТО.

Если в случае с размещением элементов американской ПРО в Европе Россию до последнего убеждали, что система направлена против Ирана и Северной Кореи, а никак не против Москвы, то теперь, как видим, в НАТО открыто заявляют, что размещение на востоке Европы дополнительных сил является пропорциональным ответом на действия Москвы.

«Конечно, это неприятно, что у наших границ создается очаг, начинаются какие-то турбулентные движения. Но, с другой стороны, в стратегическом плане вряд ли они представляют какую-то угрозу для нас, – констатирует член Совета по внешней и оборонной политике при президенте РФ Александр Михайлов. – Что же касается Польши, Прибалтики, то совершенно очевидно, что они сами для себя создают очень серьезные проблемы. Потому что до тех пор, пока этого контингента на территории Польши и Прибалтики нет, это мирная зона. При появлении каких-то дополнительных войск и воинских формирований, в том числе из Великобритании, Германии и США, мы это будем рассматривать как потенциальную угрозу. Поэтому местное население должно понимать, что размещение на их территории чужих войск создает угрозу в случае какого-либо вооруженного конфликта».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (5741) от 12.07.2016.


Комментарии