Верным путем идете, товарищи

Памятуя о древнем Великом шелковом пути из Восточной Азии в Средиземноморье, Китай прокладывает Новый шелковый путь (НШП) – стратегическую экономическую программу, связывающую Поднебесную и Европу. Часть пути проходит через Россию.

«В Китае о России знают больше, чем в России о Китае», – отмечают представители МИД КНР и исправляют упущение: участились обмены журналистами, бизнесменами, деятелями культуры, промышленниками. Иные семинары похожи на жизнерадостный советский фестиваль: русский, казах, татарин, грузин, армянин слушают лекцию о Новом шелковом пути. Лектор – китаец, бойко говорящий по-русски.

Верным путем идете, товарищи | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Поделить пирог

«Один пояс – один путь» – так сформулировал осенью 2013 года концепцию Нового шелкового пути председатель КНР Си Цзиньпин, и спустя полтора года уже больше полусотни государств пожелали стать «попутчиками». В их числе Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

– США утверждают, что это новый китайский национализм, но это неправда, – заявлял петербургским журналистам в Пекине господин Ши Вей, зам. главы департамента международной экономики МИД КНР. – У нас другая исходная точка: Китай сможет развиваться, только если будет развиваться вся Евразия.

Мощное развитие охватило когда-то страны (их теперь и называют развитыми), в которых сейчас проживают 1 млрд человек. «Мы хотим, чтобы преуспевало пространство Евразии, где живут 4 миллиарда человек», – говорит Ши Вей.

В пунктах концепции НШП – от политического диалога и развития торговли до общения народов.

– Россия – наш стратегический партнер по реализации Нового шелкового пути, – продолжает господин Ши Вей. – В современном мире тренд – открытые экономики, и мы хотим, чтобы товары и услуги более свободно перемещались по Азии, Европе, Африке.

В 2014 году торговля КНР с другими странами составила 1 трлн 100 млрд долларов; прямые инвестиции в страны и регионы, задействованные в НШП, – 12 млрд долларов.

– Китай не может стать монополистом, – упреждает логичный вопрос чиновник. – Пирог будет разделен поровну, только нужно, чтобы он был большой. И вкусный.

Новый шелковый путь берет начало в Восточном Китае и тянется через Центральную Азию до Европы. В «поясе», как планируется, должны приоритетно развиваться крупные и средние города, промышленные парки и порты, приграничные регионы – препятствий, однако, немало. Начиная с разницы в таможенных правилах и завершая разной степенью самостоятельности регионов: российские куда менее свободны в инициативах, чем китайские провинции, – у нас принято ждать одобрения «сверху».


Как говорил великий Мао...

Провинция Хэнань – самая «китайская» (родина даосизма, китайской письменности и ушу; здесь древние пещеры Лунмэнь, входящие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь монастырь Шаолинь...), самая многонаселенная (106 млн человек) и самая производительная в сельском хозяйстве.

В городском округе Лоян даже главное предприятие – тракторный завод YTO. Начинал 60 лет назад с тракторов советских моделей (на старых фото заводского музея – русский пролетарий что-то поясняет китайским коллегам), теперь производит 100 тракторов в день. То есть за 12 дней – столько же, сколько наш Кировский завод за весь 2014 год. Правда, наши тракторы – гигантские, Китаю такие ни к чему: Мао Цзэдун в свое время сказал, что китайские тракторы должны соответствовать китайским реалиям – и сделано: машины в основном малогабаритные, для семейных наделов.

Цзэдун – вот он, рядом с заводом: высоченный белый памятник. Мао очень любил Лоян. И никогда здесь не был: Мао – Солнце, а название города созвучно слову «закат»; не следует Солнцу быть на закате.

Лоян в дымке, но на тракторном заводе уровень выбросов соответствует европейским стандартам: одна из производственных линий – совместная с немцами. Завод, поставляя 90% тракторов на внутренний рынок (таков спрос), сотрудничает с сотней стран. С Россией, говорит работник завода, тоже сотрудничали, но застопорилось из-за проблем с курсами валют. Позже оказалось, что под Россией подразумевалась Белоруссия.

– У нас в год зарплата 50 тысяч юаней, – сообщают сотрудники, пока мы идем вдоль длинных рядов тракторов, красных и красивеньких, как новые игрушки.

Переводим в рубли. Полмиллиона в год. Жить можно.

Автобусы, созданные на предприятии YUTONG, ездят и в Питере. До 2009 года в Россию продавали по 3 тысячи автобусов – теперь все меньше. Уже и для внутреннего рынка YUTONG делает автобусы, работающие на новой энергии, но мы такие не закупаем: дорого.

Провинция Хэнань – в центре Китая, и для международной торговли это сомнительное достоинство. Но в здешнем логистическом центре придумали бонус: особый налоговый режим. Таможню здесь товары проходят за 3 минуты: в огромном павильоне (правда, как наши шопинг-центры после новогодних праздников, нелюдном) – товары из 12 стран, в основном европейских. Китайцы уважают импортное, в особенности товары для новорожденных. Говорят, ведутся переговоры с Россией о поставках наших потребительских товаров, «представляющих культуру России»

Ищет российских компаньонов и «новошелковый» проект «Сухой порт». Из Чжэнчжоу до Гамбурга идет поезд, груженный товарами, и за два года проекта маршрут уже так или иначе влияет на экономику КНР, России, Казахстана, Белоруссии.

Совсем другая Поднебесная

СУАР, или Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, – самая богатая провинция: 40% нефти, 30% газа и угля.

Вообще по количеству миллионеров Китай на втором месте после США. Хозяин экопарка в административном центре СУАР, Урумчи, куда мы наведались, – Очень Богатый Человек. Об этом говорят не его предприятия – достаточно прогуляться по самому экопарку.

Окаменелые реликтовые деревья, куски метеоритов и древних камней с петроглифами, – все это (как написано на стендах) принадлежит государству, но собирал-то совершенно конкретный бизнесмен. Здесь же у него конюшня с семью десятками лошадей, в том числе редких, начиная с лошадей Пржевальского. Недавно народились Василий Теркин и Корчагин (мамы – из России). Очень Богатый Человек выписывает художников из сопредельных государств, и те пишут с натуры или фотографий хозяйских любимцев, а также копии знаменитых картин. Нередко – советских: «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова, «Отдых после боя» Ю. Непринцева...

В СУАР там и сям – плакаты, напоминающие наши советские про «15 республик – 15 сестер»: жизнерадостные люди в национальных костюмах держатся за руки – уйгуры, китайцы, казахи, дунгане, киргизы, монголы... Русские. Наш великий и могучий и тут взял свое: как в советское время он связывал многие народы, так и в СУАР объединяет стольких, что китайские иероглифы на вывесках дублируются не только уйгурской вязью, но иногда и кириллицей. А здешний новый интернет-магазин продает приличного качества китайские товары в Казахстан и Киргизию с помощью именно русскоязычного сайта.

СУАР – совсем другой Китай. Иначе и быть не может, если граничишь с Россией, Монголией, Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном, Афганистаном и индийским штатом Джамму и Кашмир. Да вы просто можете встать одной ногой на китайской земле, на территории СУАР, а другой – на земле Казахстана. Граница – синяя полоса на асфальте за контрольно-пропускным пунктом «Хоргос». Хоргос – Международный центр приграничного сотрудничества между Китаем и Казахстаном. Зона беспошлинной торговли и безвизового посещения, где граждане Китая и Казахстана (а также деловые компаньоны из третьих стран) могут знакомиться с продукцией потенциальных партнеров. Напоминает шопинг-центр, где можно затариться товарами – от шуб до шоколадных плиток «Аленка»; до недавнего времени граждане Казахстана чаще переходили границу для такого шопинг-тура, сейчас более частые «туристы» – сами жители СУАР: их собственные китайские товары здесь дешевле, чем в Урумчи.

...А в Урумчи тем временем в гостинице идет семинар: китайские лекторы рассказывают об экономической концепции Нового шелкового пути молодым иностранцам. Казахам, киргизам, белорусам, татарам, армянам, грузинам, – да тут большая часть бывшего Советского Союза. Журналисты, экономисты, аналитики, дипломаты. Неделю они мотались по предприятиям района. Рабочий язык семинара – русский, украшенный разнообразными акцентами.

Ближе к вечеру «студенты» сколачивают вечеринку: у нескольких человек случился день рождения. Все гомонят; армяне и грузины, разумеется, «тамадят». Торт уплетаем с помощью палочек.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5604) от 11.12.2015.


Комментарии