Ваше слово, мистер маузер!

12 июня в штате Флорида 29-летний Омар Матин открыл стрельбу в ночном клубе города Орландо. В результате 49 посетителей погибли, 53 получили ранения.

Ваше слово, мистер маузер! | Иллюстрация SIM-VA/shutterstock.com

Иллюстрация SIM-VA/shutterstock.com

Матин купил полуавтоматическую винтовку AR-15 и пистолет Glock за несколько дней до нападения. Стрелок воспользовался своим правом на владение оружием, гарантированным конституцией США (вторая поправка), и приобрел его законным путем. Сделать это Матину удалось даже несмотря на то, что еще в 2014 году ФБР проверяла его из-за связи с американским мусульманином-радикалом, взорвавшим себя в Сирии, – Матин не относился ни к одной из категорий граждан, которым запрещено покупать оружие. «Он не входит в число людей, которым это запрещено, поэтому он мог просто зайти в оружейный магазин и купить огнестрельное оружие», – объясняет Тревор Велинор, сотрудник бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (подразделение минюста США, которое занимается расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия).

По данным национального фонда спортивной стрельбы, сейчас в США полуавтоматическими винтовками такого типа владеют от 5 до 10 млн человек. Как пишет издание Slate, «людям нравятся эти винтовки, потому что из них легко стрелять и потому что с ними вы выглядите, как гангстер».

AR-15 действительно часто является оружием убийства в американских инцидентах со стрельбой. С 2011 года она применялась по меньшей мере в десяти случаях бойни. В 2012-м из винтовки такого типа Адам Ланза расстрелял 28 детей и взрослых в начальной школе Сэнди-Хук в Ньютауне. В том же году из похожего оружия Джеймс Холмс расстрелял посетителей кинотеатра в Авроре; погибли 12 человек. В декабре 2015-го террористы Ташфин Малик и Сиад Фарук выбрали для нападения в Сан-Бернардино две винтовки и два пистолета; погибли 14 человек.

Нынешняя трагедия в Орландо вынесла нескончаемую дискуссию о свободной продаже оружия на самый высокий в США политический уровень. Пикировка по этому поводу началась между кандидатами на пост президента Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. «Мы больше не можем находиться в ловушке, расставленной оружейным лобби. Оно говорит нам, что, если мы не можем предотвратить всю стрельбу, нам не нужно пытаться предотвратить даже некоторые случаи», – заявила демократ Клинтон. «Мы должны остановить террористов, – призывает она. – Не давать им возможностей для проведения терактов. Особенно это касается продажи оружия – штурмовых винтовок. Им не может быть места на наших улицах. Если ФБР следит за кем-то и он значится в списках подозреваемых в терроризме, он не может просто так, без вопросов, купить оружие».

Члены Демократической партии заблокировали на днях работу сената США, требуя от своих коллег-республиканцев как можно скорее рассмотреть законопроект, который запрещает продажу оружия лицам, подозреваемым в причастности к террористической деятельности. Ранее сенатор-демократ Крис Мерфи объявил, что он будет выступать до тех пор, пока сенат не рассмотрит данную инициативу. Регламент позволяет ему занимать трибуну столько, сколько он сочтет нужным.

Член палаты представителей от Флориды демократ Кэти Кэстор предлагает не только возобновить запрет на продажи винтовок, но и запретить продажи оружия всем людям, попадавшим под наблюдение ФБР. Такой законопроект она подготовила совместно с членом палаты представителей от Нью-Йорка республиканцем Питером Кингом. «Не существует причины, по которой наши соседи могут иметь возможность прийти в оружейный магазин и купить пулемет с высокой пропускной способностью», – сказала Кэстор.

«Если бы эти ребята в клубе имели при себе оружие, пули бы полетели в другую сторону, – считает республиканец Дональд Трамп. – Этот парень, стрелок, стал бы мишенью. Последствия могли бы быть совсем другими. Поэтому я еще раз повторяю: я обещаю защитить вторую поправку конституции». Впрочем, в своем Twitter Трамп пишет несколько по-иному: «Я встречусь с членами Национальной стрелковой ассоциации, которая поддержала меня, чтобы обсудить запрет на продажу оружия людям из списка подозреваемых в терроризме или тем, кому запрещено пользоваться коммерческими авиалиниями».

Право граждан США на владение оружием закреплено принятой еще в далеком 1791 году второй поправкой к конституции страны, которая дословно гласит: «Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».

«Господь Бог создал людей большими и маленькими, сильными и слабыми, а полковник Кольт уравнял шансы, – напоминает известную американскую поговорку российский писатель, доктор юридических наук, профессор Данил Корецкий. – Ее справедливость подтверждает тот факт, что на руках у мирного населения и сейчас находится около 200 млн единиц огнестрельного оружия».

«Вторая поправка к конституции США была, с одной стороны, порождением англосаксонской системы общего права, с другой – отражением реальности, сложившейся в Северной Америке более чем за полтора столетия освоения этих территорий переселенцами, прибывавшими в основном с Британских островов. Постоянная борьба с дикой природой и местным населением, настроенным далеко не всегда дружелюбно, а затем и война за независимость от бывшей метрополии привели к тому, что практически у всего взрослого населения на руках было оружие. И вопрос стоял не о том, чтобы его разрешить, а о том, как упорядочить его применение», – отмечают аналитики Евгений Белов и Марина Смирнова.

Если в конгрессе США развернулась битва хотя бы за некоторое ограничение свободной продажи оружия, то сейм Литвы недавно разрешил членам союза стрелков («шаулисов») и представителям добровольческих сил покупать и хранить дома полуавтоматическое оружие и патроны. В союзе стрелков состоят больше 10 тыс. человек. Возродили организацию в 1989 году. Сторонники документа утверждают, будто такое разрешение необходимо для укрепления национальной безопасности. Рассуждения сводятся все к нелепой идеологеме об угрозе со стороны России. В случае мифического вторжения стрелки и добровольцы сумеют, мол, оказать сопротивление.

Что же, логика впрямь та же самая, что и у авторов второй поправки в конституцию США. Разница лишь в том, что мы живем не в XVIII, а в XXI веке.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (5731) от 28.06.2016.


Комментарии