В «самой правой стране»

24 мая в Польше состоялся второй тур президентских выборов. С небольшим преимуществом главой польского государства стал представитель оппозиции и бывший депутат Европарламента Анджей Дуда.

В «самой правой стране» | ФОТО Niyazz/shutterstock.com

ФОТО Niyazz/shutterstock.com

Растянувшиеся на два тура – 10 и 24 мая – президентские выборы в Польше подтвердили за этим восточноевропейским государством неофициальный статус «самой правой» по общественным настроениям страны в Европейском союзе. Если на европейских выборах в 2014 г. за партии правого фланга отдали голоса более 80% польских избирателей, то на сей раз в первом туре президентских выборов кандидаты, представлявшие различные правые тенденции, набрали и вовсе свыше 90% голосов. Неудивительно, что в итоговом финале выборов оказались кандидаты двух самых сильных правых партий страны – представитель правоконсервативного «Права и справедливости» Анджей Дуда и действующий глава республики, выдвинутый партией «Гражданская платформа» (ГП), Бронислав Коморовский.

Их персональная борьба особенно обострилась в середине мая, между первым и вторым турами, когда перед обоими «финалистами» кампании встала серьезная задача: перетащить на свою сторону тех избирателей, которые 10 мая отдали голоса за других кандидатов, а также попытаться завлечь на избирательные участки хотя бы часть граждан, вообще отказавшихся голосовать две недели назад. С данными стратегическими задачами, по крайней мере с первой, удалось лучше справиться оппозиционному политику, опередившему в итоге действующего президента на четыре пункта.

Теперь очевидно, что более «социальный» профиль кандидата от «Права и справедливости», равно как энергичность и молодость Анджея Дуды (новоизбранному главе польского государства всего 42 года), оказались более сильными козырями, чем относительно успешные показатели польской экономики, на которых строил свою кампанию проигравший президент.

Победа Анджея Дуды, представляющего ярко выраженную национал-консервативную партию, свидетельствует о продолжающемся поправении польского общества. Но также и о его готовности к переменам. В ходе избирательной кампании Дуда открыто призывал к пересмотру конституции страны, проведению референдумов по различным общественно-политическим вопросам. По польским законам, он перед принятием присяги покинет свою партию, но итоги президентских выборов однозначно говорят о том, что именно «Право и справедливость» становится фаворитом уже следующих – парламентских – выборов.

Конечно, нашим читателям интересно, как могут отразиться результаты президентских выборов в Польше на будущее польско-российских отношений, сегодня очень непростых. Если во внутриполитической сфере Коморовский и Дуда действительно имеют различные подходы к тем или иным вопросам общественной жизни, то в сфере внешней политики говорить о концептуальных отличиях «Гражданской платформы» и «Права и справедливости» вряд ли приходится.

И при правлении основателей «Права и справедливости» братьев Качиньских, и при правительстве ГП Польша неизменно позиционировала и позиционирует себя как главного союзника США в Восточной Европе, бастион НАТО на «российских рубежах». Варшава видит себя как защитника и «продвигателя» интересов тех постсоветских республик, которые настроены на вступление в ЕС, и США, истинного друга и даже «покровителя» стран Балтии. Неудивительно, что и в ходе предвыборной кампании заявления двух кандидатов на высший государственный пост носили явно выраженное «атлантистское измерение». Так, Коморовский отрапортовал о том, что вскоре Польша закупит на 5 млрд долларов американские ракеты Patriot, а его визави Дуда высказался за размещение на территории страны постоянных военных баз НАТО и американского контингента.

Вполне сопоставимы позиции ведущих консервативных партий Польши и относительно России. Здесь, как говорит польская поговорка, «хрен не слаще редиски», Коморовский уже зарекомендовал себя как последовательный борец с «российским империализмом». Еще в 2014 г. он заявлял, что Польша будет до конца бороться за вывод российских оккупационных войск из Крыма и Донбасса. Одновременно Коморовский выступал против сотрудничества ЕС и России на «прежних условиях».

Партия Дуды традиционно известна как еще более антироссийская сила в польской политике. Партия «Право и справедливость» все последние годы подвергала критике кабинеты ГП за предпринимавшиеся до 2014 г. при премьерстве Доналда Туска попытки нормализации отношений с Москвой. И «после Крыма» правые консерваторы перешли в очередное антироссийское наступление. Как считает Дуда, «современная Россия, которая еще открыто нарушает нормы международного права, не имеет ничего общего с демократией».

К сказанному можно добавить, что, согласно недавним опросам, почти две трети поляков назвали нынешнее состояние отношений своей страны с РФ плохим, а 80% опрошенных видят главную потенциальную опасность для будущего Польши именно из России. Недаром одним из внешнеполитических рефренов партии «Право и справедливость» в 2014 г. стали слова «Сегодня Украина – завтра Польша!»

Еще в 2013 г. главы МИД наших стран подписали дорожную карту по развитию отношений, стратегической целью которой было названо стремление вывести к 2020 г. отношения между Москвой и Варшавой на уровень «активного партнерства». Сегодня, к сожалению, об этом важном документе уже забыли. Перестали проводиться межправительственные конференции в торгово-экономической области. В 2014 г. двухсторонний товарооборот сократился по сравнению с 2013 г. на 17,5%. Вряд ли результаты воскресного голосования в соседней стране дают основания надеяться на то, что эти цифры в ближайшее время серьезно улучшатся.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5465) от 26.05.2015.


Комментарии