В ожидании новой разрядки

В середине марта Совет по иностранным делам Европейского союза одно из своих заседаний посвятил, в частности, обсуждению перспектив взаимоотношений с Россией. В Старом Свете постепенно растет понимание того, что холодную войну с нашей страной пора завершать.

В ожидании новой разрядки | Иллюстрация doomu/shutterstock.com

Иллюстрация doomu/shutterstock.com

Самая сложная страница

До событий, связанных со сменой власти на Украине и присоединением Крыма к России в 2014 г., отношения РФ и Евросоюза развивались в целом поступательно. Еще в 1994 году было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, в дальнейшем неоднократно продлевавшееся.

В 2003 г. на саммите России и ЕС, проходившем в нашем городе, была одобрена инициатива по созданию четырех общих пространств углубленного сотрудничества: экономического, пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства внешней безопасности, а также науки и образования.

Всего между РФ и Евросоюзом было проведено 32 встречи в верхах, но последний такой саммит датирован январем 2014 г. События на Украине и вокруг нее явились той самой развилкой, после которой отношения Москвы и Запада оказались на спаде.

В 2014 году были заморожены переговоры о новом комплексном соглашении между Москвой и Брюсселем, ЕС ввел против России «секторальные» санкции из-за событий, имевших место в Крыму и на Донбассе, а вскоре получил в ответ российское эмбарго на поставки сельскохозяйственных товаров из стран – членов Евросоюза.

Тем не менее РФ и ЕС были и останутся соседями, а их торгово-экономические отношения важны и для нашей страны, и для Евросоюза. Так, в 2014 г. доля ЕС в общем торговом обороте России составляла почти половину, тогда как для Евросоюза наша страна выступала в качестве третьего внешнеторгового партнера. А товарооборот между Россией и ЕС оценивался в сумму, превышавшую 285 млрд евро. Если добавить сюда, что Россия остается ключевым поставщиком энергоносителей для пространства ЕС, обеспечивая третью часть всех поставок нефти, природного газа и около 25% угля и нефтепродуктов, можно сделать вывод о глубочайшем уровне взаимозависимости России и Евросоюза в современном мире. Но сегодня не всегда и не во всем экономика командует политикой. Поэтому представляется актуальным рассмотреть, каким видится главным действующим лицам европейской политики будущее отношений с Россией...

«Единство в многообразии»...

Девиз Евросоюза – «Единство в многообразии». По иронии судьбы, эти слова как нельзя более подходят к позиции ЕС по отношению к России. В 2014 г. решения об осуждении действий Москвы на «украинском направлении» и введении экономических санкций принимали согласованно, коллективно, как того и требуют положения европейской внешней политики.

В то же время есть, конечно, нюансы. Сегодня в российских СМИ можно встретить немало материалов, в которых говорится, что все больше и больше различных государственных деятелей в Евросоюзе готовы к ревизии санкционной логики. Это в самом деле так. Но то, что в конце 2015 г. евросанкции не были отменены, а в марте нынешнего года ЕС официально продлил «персональные» санкции против 150 российских граждан и почти 40 компаний до середины сентября, не случайно.

И вряд ли стоит искать причины лишь в банальной русофобии. Конечно, в сегодняшнем ЕС найдется немало политических сил, прямо скажем, не питающих особой любви ни к России, ни к ее руководству. Например, в Европейском парламенте (ЕП) к таким кругам относятся консерваторы, либералы, экологисты.

Объективно можно сделать вывод и о том, что к неофициальному кругу «недругов России» принадлежат Польша, Великобритания и ряд других государств. В большинстве своем они возглавляются консервативными силами. И здесь очень сложно надеяться на взаимопонимание.

Но большей проблемой для России является то, что многие страны, с которыми в прошлые времена у нас складывались достаточно конструктивные отношения (имею тут в виду прежде всего Германию, Францию, Испанию, Финляндию), также на сегодняшний день не готовы к полноценному отказу от «санкционного оружия». Они требуют от РФ более «энергично» выполнять минские соглашения, продолжая де-юре рассматривать Крымскую автономию как часть украинского государства. Не готовы на данный момент порвать с санкционной логикой и ведущие «политические семьи» объединенной Европы – социал-демократы и правоцентристская Европейская народная партия. В конце концов именно от их позиции, равно как и от действий Берлина и Парижа, будет зависеть ближайшее будущее отношений ЕС и России.

В поисках партнеров

Поскольку страны Евросоюза заняли консолидированную позицию, неудивительно, что российская дипломатия начиная с весны 2014 г. немало усилий бросила на то, чтобы пробить этот «европейский консенсус». До 1991 г. Москве в известном смысле было легче, так как у мощного Советского Союза в странах Западной Европы имелись как твердые противники, так и искренние союзники. Я имею в виду здесь коммунистические и левосоциалистические партии.

Сегодня на российских федеральных телеканалах все чаще мелькают крайне правые политики из стран ЕС, лидеры французского Национального фронта, Альтернативы для Германии, итальянской Лиги севера. Логика здесь отчасти понятна: эти партии являются убежденными евроскептиками, поэтому критически оценивают стратегическую внешнеполитическую линию Брюсселя, не соглашаясь, в частности, с логикой антироссийских санкций. Но с такими партнерами, на мой взгляд, немало и головной боли: для большинства европейцев подобный политический мезальянс служит лишь доказательством «традиционной реакционности» России.

В свою очередь за отказ от санкционного давления выступают и радикальные левые силы Европы, один из лидеров которых нынешний греческий премьер-министр Алексис Ципрас убежден: «Экономическая война как продолжение настоящей войны – это тупиковый путь». Партия европейских левых, в частности, уже давно выступает за подписание в рамках ОБСЕ договора о коллективной безопасности между западноевропейскими странами и Россией.

Если же говорить о «страновом измерении», то здесь успехи наших дипломатов являются хоть и локальными, но вполне осязаемыми. Так, к весне 2016 г. руководители уже шести стран ЕС (Австрии, Венгрии, Греции, Италии, Кипра, Словакии) ясно дали понять, что будут выступать за отказ от санкций. Любопытно, что среди этой «шестерки смелых» есть и левые, и консервативные правительства, имеются даже кабинеты «больших коалиций» (как в Италии и Австрии). Это говорит о том, что единый «антироссийский фронт» в ЕС и в самом деле прорван.

Исходя из прагматических моментов, руководители упомянутых выше стран понимают, что санкции наносят существенный вред национальной экономике их государств, а потому от таких мер следует отказаться.

Статус-кво или новая тактика?

Сегодня имеется сразу несколько ключевых направлений, которые требуют усиленного диалога между Москвой и Брюсселем: экономика, энергетика, международная безопасность, Украина, противостояние терроризму... Российская сторона готова к подобному диалогу. А Евросоюз?

С одной стороны, продление в марте «персональных» санкций против отдельных лиц и частных компаний показывает, что говорить о решительных переменах в подходах Брюсселя еще рановато. В ближайшие недели европейские дипломаты будут обсуждать вопрос о продлении или отмене общих экономических санкций; во всяком случае к маю или июню будет ясна их судьба.

Но на совещании 14 марта министры иностранных дел стран – членов ЕС уже предварительно обсудили общую тактику в отношении России. По итогам этого совещания глава европейской дипломатии Федерика Могерини озвучила пять руководящих принципов. Первый из них касается необходимости полного выполнения минских договоренностей. Этот принцип рассматривается ЕС в качестве предварительной основы изменения и улучшения взаимоотношений с российской стороной.

Вторым сюжетом идет укрепление отношений со странами «Восточного партнерства» (ВП) и иными государствами-соседями, например, расположенными в Центральной Азии. Любопытно при этом, что сам проект ВП переживает сегодня явно не лучшие времена. Тем не менее, как видим, «еврократия» о нем помнит.

Далее госпожа Могерини говорит об «укреплении внутренней устойчивости Европейского союза, в частности, что касается энергетической безопасности, гибридных угроз и стратегических коммуникаций». Очевидно, что данный тезис соответствует взятому в 2014 году Европейской комиссией курсу на достижение энергобезопасности ЕС и его стран-членов.

Четвертым постулатом названо «избирательное» взаимодействие с ЕС по разным вопросам международной жизни – Большому Ближнему Востоку, включая ситуацию вокруг Сирии и Ирана, положению на Корейском полуострове, миграции, изменениям климата, террористическим опасностям и т. д.

Наконец, пятый принцип, озвученный Ф. Могерини, направлен на более серьезную и эффективную поддержку гражданского общества в России, содействие межгуманитарным контактам и обменам. В этой связи говорится о необходимости поощрять кооперацию в научной сфере, развивать молодежный обмен.

По большому счету все эти принципы не несут какой-либо принципиальной новизны. Но, как верно отмечает доктор политический наук Надежда Арбатова, «отношения России и ЕС... находятся сегодня на низшей точке». А потому уже лишь то, что Евросоюз готов запустить новые «правила игры» в отношениях с РФ, дает надежду на то, что российско-европейскую кооперацию ожидает разрядка.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.


Комментарии