В Москве их не ждут

На прошлой неделе еще одна «черная кошка» пробежала между Москвой и Брюсселем. Российский МИД по просьбе европейской стороны передал в представительство ЕС в Москве список лиц, которым был закрыт въезд в Россию. По словам высокопоставленного российского дипломата, это было сделано в доверительной форме, не для публичного разглашения. Однако список просочился в западную печать и почему-то задел некоторых европейских политиков.

В Москве их не ждут | ФОТО PromesaArtStudio/shutterstock.com

ФОТО PromesaArtStudio/shutterstock.com

Резко на его появление отреагировали в Польше, естественно, в прибалтийских республиках, а также в Германии. Общее настроение выразила внешнеполитическая служба ЕС, которая назвала запрет на въезд в Россию европейским чиновникам произвольной и необоснованной мерой. А президент Европарламента Мартин Шульц и вовсе заявил, что в случае если «Российская Федерация все-таки откажется представить объяснение причин, по которым был введен запрет на въезд некоторым членам Европейского парламента на территорию этой страны, мы готовы принять встречные меры».

Для понимания всей этой истории очень важно знать, кто первый – Россия или Евросоюз – включил «санкционный рубильник». Очевидно, что первыми это сделали европейцы, которые еще весной прошлого года ввели персональные санкции для ряда российских политиков, бизнесменов, предпринимателей и деятелей СМИ. Впоследствии этот список несколько раз расширялся и на сегодняшний день насчитывает около 200 фамилий.

Тогда же МИД РФ предупредил Брюссель, что Москва считает политику ограничительных мер деструктивной, но поскольку Евросоюз ее развязал, то он должен быть готов к симметричному ответу с нашей стороны.

Запад, по сути, предупреждение проигнорировал, тем более что в течение почти полутора лет эта проблема не была на поверхности наших с европейцами отношений. Во многом это произошло и потому, что принципы санкционной политики у нас оказались разными. В отличие от Евросоюза, который публиковал фамилии всех россиян, «пораженных в правах», Москва до поры до времени свой «черный список» не афишировала. Такое решение замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков объяснил тем, что «в отличие от наших коллег в Брюсселе, которые раструбили свой список на весь мир, мы исходим из принципа защиты персональных данных людей».

Впрочем, российский МИД предупредил европейские посольства, что различным представителям иностранных партий и правительств перед визитом в Россию следует обратиться в наши дипломатические органы и узнать, не является ли та или иная фигура «невъездной» в страну.

Проблема «черных списков» Москвы обострилась после того, как на прошлой неделе немецкому депутату Карлу-Георгу Вельману без объяснений причин в аэропорту «Шереметьево» было отказано во въезде в РФ. Вернувшись в Берлин, он дал пресс-конференцию и поведал всему миру о произволе, царящем в России.

Буквально еще через пару дней в финской и немецкой прессе появились якобы засекреченные списки европейцев, которым отказано во въезде в Россию. Документ содержит 89 имен, в том числе около 20 действующих и 10 бывших членов Европарламента, нынешних и бывших руководителей разведывательных служб Великобритании, стран Северной Европы и Прибалтики, представителей военных ведомств Британии, Польши и Эстонии. Среди наиболее известных – ныне депутат, а ранее премьер-министр Бельгии Гай Верхофстадт, бывший еврокомиссар Штефан Фюле, спикер польского сената Богдан Борусевич.

Всего в перечень включены представители 17 из 28 стран ЕС. Больше всего там оказалось представителей Польши, Великобритании, Швеции, Эстонии и Германии. А вот граждан Австрии, Венгрии, Ирландии. Кипра, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии, Люксембурга и Мальты в этом списке нет.

Поднятый в Европе шум по поводу «черных списков» Москвы, думается, чрезмерный. В МИД РФ его уже назвали «политическим шоу». Во всяком случае элементы политической пропаганды здесь явно присутствуют.

Конечно, западные страны знали о существовании российского стоп-листа, и делать сейчас вид, что они страшно удивлены, что в этом листе, оказывается, были и конкретные фамилии, по крайней мере неуместно. Кстати, тот факт, что за полтора года из 89 фигурантов списка только двое пытались приехать в Россию, косвенно свидетельствует о хорошей осведомленности европейской дипломатии.

ЕС попросил направить по дипломатическим каналам документы по санкциям, мотивируя это желанием минимизировать неудобства для потенциальных отказников. Однако скорость, с которой эти не предназначенные для печати списки оказались в СМИ, говорит о том, что вовсе не забота о бедных «невъездных» была здесь решающим фактором, а расчет на политический скандал.

Самое серьезное обвинение в адрес нашей страны сформулировано в заявлении внешнеполитического ведомства ЕС. Оно отмечает, что Россия передала Евросоюзу список попавших под ее санкции чиновников, но не предоставила никакой информации о законных основаниях своего решения и критериях, по которым составлялся стоп-лист.

Действительно, ничего подобного в опубликованных документах нет. Хотя существует ответ неназванного, правда, высокопоставленного источника в российском МИД, который пояснил, что на вопрос, почему, собственно, эти лица вошли в санкционный список, ответить очень просто. Это сделано в ответ на кампанию, которую развязали в отношении России некоторые государства Евросоюза.

Кстати, с обоснованием причин, почему именно тот или иной человек был включен в стоп-лист, не очень благополучно у самих европейских партнеров. Ведь главной и единственной причиной появления в «черном списке» Евросоюза российских политиков, финансистов, бизнесменов и журналистов является их участие в «подрыве территориальной целостности Украины». Это такой широкий критерий, что если учесть, что политику власти по присоединению Крыма поддерживают около 90% населения страны, то в стоп-лист можно было включить не 200 человек, а почти всю Россию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5471) от 03.06.2015.


Комментарии