Уфимский консенсус

Прошедший в столице Башкирии саммит лидеров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), по мнению многих экспертов, доказал иллюзорность попыток изолировать Россию на международной арене.

Уфимский консенсус |

«Было бы печально для нас, если бы участники БРИКС испугались иметь дело со страной, на которую наложены санкции со стороны мощного мирового сообщества, но этого не произошло», – констатирует заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «Создание Банка экономического развития, договоренности о различных инвестиционных проектах не соответствуют версии об изоляции России, которая излагается с Запада. И это самый серьезный результат саммита», – резюмирует эксперт.

Старший научный сотрудник Индийского совета по социальным исследованиям, приглашенный профессор Национального исламского университета в Дели Сунанда Сен в газете Hindu Business Line пишет, что развивающиеся страны успешно создали альтернативный источник для привлечения средств, направленный на финансовую стабильность, рост и развитие». «Избавляясь от условий выдачи кредитов, установленных Международным валютным фондом, и господства доллара, эти инициативы – Новый банк развития и пул резервных валют БРИКС – обеспечивают столь необходимые изменения в глобальной финансовой архитектуре», – полагает она.

Газета Mint приводит мнение старшего научного сотрудника индийского подразделения исследовательского Брукингского института Вахегуру Пала Сингха, в которой он также называет создание Нового банка развития «в ответ на отсутствие реформ устаревшей Бреттон-Вудской системы главным успехом группы».

Сингх также высказывает мнение, что для Индии БРИКС является важным многосторонним форумом. «Во-первых, когда у этих стран совпадают взгляды в необходимости создания новых организаций, они доказывают, что способны на это, – пишет этот аналитик. – Во-вторых, когда должны быть созданы нормы для решения международных проблем, например, киберпреступности и изменения климата, БРИКС становится полезной платформой для сближения позиций по ним пяти стран (с учетом их различных приоритетов и подходов) и в итоге формулирования общей позиции, которая будет иметь вес как мнение всей группы».

Другим важным пунктом Сингх считает, что «страны БРИКС способны разрешить разногласия, которые существуют между ними в двусторонних отношениях и по региональным и глобальным вопросам, начиная от военного вмешательства и санкций и заканчивая торговлей и инвестициями, реформами СБ ООН и борьбой с терроризмом». Эксперт называет «очевидным становление БРИКС в качестве мощной финансовой и политической силы, которая вряд ли будет кем-то игнорироваться».

Известный французский экономист Лоранс Дазиано пишет в газете деловых кругов Les Echos: «Проведя эту встречу, российский президент Владимир Путин направил США и европейцам два послания. Он дал им понять, что Россия не только остается государством, с которым следует считаться, но и страной, заключающей новые союзы, обратив свой взгляд на Восток, прежде всего в сторону Китая, но также и на Южное полушарие с ее новыми мощно развивающимися странами».

Специалист по международной экономике называет уфимский саммит «третьим актом» в инициативах по созданию развивающимися странами «новой системы мирового управления, входящей в прямую конкуренцию с системой стран Запада», – после двух предыдущих форумов «пятерки» в Екатеринбурге-2009 и бразильской Форталезе-2014.

Дазиано особо подчеркивает, что прошедший в Уфе «третий акт» инициатив стран БРИКС «имеет особо важное значение и предоставляет России возможность действовать в сфере, лежащей вне стран Запада». В то же время встреча позволяет привлечь к работам БРИКС приграничные к России страны и различные развивающиеся государства, в частности Иран, Пакистан и Афганистан. В связи с таким укреплением связей Москвы с этой группой стран, участвовавших в уфимском форуме, эксперт напоминает Западу о том, что ему «настало время, как на это недавно указывал экс-президент Франции Николя Саркози, на долговременной основе воссоздать связи с Россией на базе глобального партнерства – как экономического, так и коммерческого и финансового».

Директор департамента международного экономического сотрудничества МИД Китая Чжан Цзюнь в свою очередь подчеркивает, что страны БРИКС выступают против антироссийских санкций и поддерживают развитие экономических связей с Москвой. «Итоги прошедшего саммита БРИКС наглядно демонстрируют потенциал сотрудничества между странами-участницами», – говорит китайский дипломат.

«Выражение протеста к односторонним санкциям – это консенсус, достигнутый лидерами БРИКС и закрепленный в финальном документе. Он демонстрирует позицию стран БРИКС по данному вопросу. Страны БРИКС не присоединились ни к одним односторонним санкциям, которые были введены против России. И эти санкции никак не могут мешать нашему сотрудничеству, наоборот, расширение экономических связей с Россией отвечает интересам всех стран», – заключает Чжан Цзюнь.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии