Удастся ли Турции «подоить» ЕС?
Десять дней назад на экстренной встрече лидеров 28 стран – участниц Евросоюза с турецким премьером Ахметом Давутоглу с большим трудом, но все-таки были согласованы общие принципы разрешения кризиса с беженцами. Завтра документ должен быть принят в окончательной редакции.
ФОТО Vereshchagin Dmitry/shutterstock.com
Следует отметить, что согласованное в начале марта соглашение о принципах вызвало неоднозначную реакцию в ряде европейских стран (Франция, Испания, Великобритания), а также подверглось резкой критике европейскими СМИ, которые в массе своей оценили его как значительную уступку Турции, успешно путем неприкрытого шантажа получившей выгодные для себя условия.
Заодно от СМИ досталось и канцлеру Германии Ангеле Меркель, которую все считают главным архитектором принятого документа.
Так, влиятельная The Financial Times прямо пишет: «Для Ангелы Меркель, которая является политиком очень осторожным и подходящим ко всему с научной точностью, сделка с Турцией стала нехарактерной авантюрой». Подверглась критике позиция немецкого канцлера и у себя на родине. В частности, внешнеполитический эксперт фракции «Союз 90 – «зеленые» Омид Нурипур в интервью радиостанции Deutshe Welle назвал «фатальным сигналом» то обстоятельство, что «мы целиком отдаемся во власть непредсказуемого президента Эрдогана».
Итак, в чем состоят основные принципы разрешения кризиса с беженцами, которые завтра будут обсуждаться на саммите в Брюсселе? Согласно договоренностям, все не имеющие необходимых документов мигранты, прибывающие в Грецию через Турцию, будут возвращены обратно в Турцию. Издержки на это оплатит Евросоюз. Нелегальные мигранты будут размещены в специально построенных для них, опять же за деньги Брюсселя, поселения. Они окажутся в конце очереди на получение убежища в Европе. В обмен на каждого возвращенного сирийца Турция отправит в ЕС одного легального беженца-сирийца. Брюссель обязуется увеличить выплаты Анкаре с обещанных 3 млрд до 6 млрд евро до 2018 года. Кроме этого, Евросоюз должен рассмотреть вопрос о введении безвизового режима с Турцией, а также возобновить переговоры о членстве Турции в ЕС.
Внешне план разрешения кризиса смотрится как вполне реальный. Но при ближайшем рассмотрении видны его явные нестыковки и противоречия, не говоря уж о всевозрастающей цене, которую хитроумные турецкие политики могут «задирать» и дальше. Не исключено, что на некоторое время схема «рокировки» сирийских беженцев заставит контрабандистов, которые делали бизнес на мигрантах, остаться не у дел. Но, скорее всего, до того, как они не освоят новые нелегальные маршруты. Да, европейцы могут значительно выиграть, если так можно выразиться, в «качестве» сирийской эмиграции, поскольку Турция должна будет выбирать для них наиболее образованных, молодых и семейных, но главное, таких сирийских мигрантов, которые не представляли бы угрозы для общественного порядка и безопасности.
Однако данная схема совершенно не решает проблему количества беженцев, прибывающих в страны Евросоюза, а также не дает ответа на еще один острый вопрос: кто и как будет распределять беженцев по странам Евросоюза? Принцип квотирования, который ранее предлагала использовать Германия, не только не был одобрен многими странами ЕС, но и превратился для союза в «яблоко раздора».
Легко пообещать Турции предоставить ее гражданам безвизовый режим, особенно если это сделать на бумаге, а не на практике. Но без малого 80-миллионная страна с не очень богатым населением и свободным перемещением по Евросоюзу может легко похоронить всю шенгенскую систему. Европейцы рискуют таким образом просто обменять нынешнюю волну сирийских беженцев на будущий поток турецких мигрантов с визами. Какое из двух зол лучше, вот в чем вопрос.
Характерно, что, в соответствии с правилами ЕС, Турции не может быть предоставлена свобода передвижения в Шенгенской зоне, пока она не признает правительство Кипра. А этот вопрос вообще никогда и никем в Брюсселе до сих пор не обсуждался.
Совершенно очевидно, что, подписав договор с Турцией, Евросоюз не сможет кардинально решить вопрос с потоком беженцев, в лучшем случае наступит временное облегчение. А вот Анкара в состоянии извлечь из договора массу преимуществ, как финансовых, превратив Брюссель в своеобразную «дойную корову», так и политических, уверенно проводя у себя в стране политику «закручивания гаек» и умеренной исламизации, невзирая на все евросоюзовские установки.
Кстати сказать, в минувшее воскресенье в трех федеральных землях Германии – Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Саксонии-Анхальте прошли выборы в местные парламенты – ландтаги, которые местные аналитики назвали своеобразным тестом для правящей коалиции и лично Ангелы Меркель на решение миграционной проблемы в Германии. Этот тест фрау Меркель явно не сдала. Ее партия ХДС впервые с 1952 года проиграла выборы в Баден-Вюртемберге, десятилетиями считавшемся оплотом христианских демократов. Еще одной неприятностью для германского канцлера стало известие, что во всех трех землях в парламент попали представители новой правой партии «Альтернатива для Германии», которые выступают за немедленное прекращение приема беженцев. Получается, что почти каждый третий житель этих земель опасается в связи с наплывом мигрантов роста конкуренции на рынке жилья, ухудшения криминальной ситуации и чрезмерного влияния ислама на жизнь общества. То есть фактически выступает и против формируемой Ангелой Меркель общеевропейской схемы решения миграционной проблемы.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.
Комментарии