Товарищ Ким давит на психику

КНДР «не откажется от ядерных сил сдерживания, созданных в интересах самообороны». Об этом говорится в опубликованном недавно докладе экспертов института по вопросам воссоединения Севера и Юга Корейского полуострова (КНДР). В докладе перечисляются достижения КНДР в области укрепления ядерных сил сдерживания. Среди них – испытание водородной бомбы в январе этого года, объявленное Пхеньяном «успешным», а также создание компактной ядерной боеголовки на основе отечественных технологий, габариты которой позволяют использовать ее на баллистических ракетах.

Товарищ Ким давит на психику | Иллюстрация Svgs/shutterstock.com

Иллюстрация Svgs/shutterstock.com

«В северокорейцах сильно развит воинственный дух, и они скорее предпочтут погибнуть в сражении, чем позволят поглотить себя Южной Корее или согласятся играть по правилам, навязанным некими мирными договоренностями», – считает проработавший два года в Пхеньяне бывший посол Великобритании в КНДР Джон Эверард. В мире достаточно стран, которые продолжают наращивать свой ядерный потенциал, есть и те, кто, наоборот, призывает к разоружению и делает шаги в этом направлении. При этом подавляющее большинство знают, что начать ядерную войну может только безумец, так как будет уничтожен и сам зачинщик. Однако британский дипломат не уверен, что северокорейцы думают так же. В своих оценках он основывается на личных наблюдениях и полагает, что руководство КНДР может всерьез рассматривать применение ядерного оружия. Эверард объясняет это тем, что северокорейцы ощущают себя жертвами, они считают себя непонятыми и уверены, что извне к ним относятся враждебно.

В свою очередь бывший генеральный директор Британского королевского института оборонных исследований профессор Майкл Кларк предполагает, что, возможно, Северная Корея удовлетворилась бы просто всеобщим признанием: «В то время как другие страны проводят свои ядерные разработки относительно секретно, КНДР размахивает ядерным оружием, как знаменем, и требует, чтобы ее признали ядерной державой. Они объявили о проведении испытания, еще даже не зная, будет ли оно успешным. То, с какой готовностью они об этом говорят, свидетельствует об их видении мировой политики. Они хотят встать в один ряд с США, Китаем и другими, и чтобы мы все это признали. Возможно, для нас это выглядит абсурдно, но для них нет».

По мнению генерала армии бывшего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского, за воинственными заявлениями Пхеньяна не следует усматривать действительную готовность КНДР нанести по гипотетическому противнику упреждающий удар с помощью ядерных боеголовок. «В Пхеньяне нет сумасшедших, которые запускали бы ядерный боезаряд на экспериментальной ракете. А в феврале Пхеньян провел испытание именно экспериментальной ракеты радиусом действия до 10 тыс. км, – говорит Балуевский. – При всей агрессивности в отношении американского империализма Ким Чен Ын понимает, что в случае попытки превентивного удара КНДР по одному из союзников США от Северной Кореи ничего не останется».

Эту точку зрения по большому счету разделяет и руководитель Центра стратегии России в Азии Института экономики РАН профессор МГИМО МИД РФ Георгий Толорая. «Ядерное оружие КНДР – это средство сдерживания, – констатирует он. – После Югославии, Ирака, Ливии вряд ли можно ожидать, что лидеры пхеньянского режима будут сидеть сложа руки и ждать, пока их «демократизируют». Северокорейцы предельно ясно говорят о том, что «когда волчья стая нападет на тебя, глупо опускать ружье». Не надо забывать, что в отличие от других членов «оси зла» смена режима в КНДР означает исчезновение самого государства – оно будет поглощено Южной Кореей. Соответственно, северокорейская элита не может надеяться, что у нее будет место в объединенной Корее, и имеет все основания ожидать худшего. Правда, опасения, что американцы и южнокорейцы в одностороннем порядке попытаются использовать для смены режима в КНДР военную силу, сильно преувеличены из-за неприемлемо высокой цены за это. К тому же в прямую конфронтацию с США был бы вовлечен Китай, что нежелательно для всех, прежде всего США, которые не готовы к большой войне в Тихоокеанском регионе».

Эксперты ИМЭМО РАН имени Е. М. Примакова ведущий научный сотрудник Александр Федоровский и младший научный сотрудник Кристина Вода отмечают, что «проведенное испытание водородной бомбы показало готовность Пхеньяна следовать избранным курсом, «пока США не откажутся от враждебной политики», что не оставляет сомнений в намерении северокорейского руководства развивать свой ядерно-ракетный потенциал».

Таким образом, в регионе, по мнению аналитиков, набирают силу негативные процессы: «Пхеньян продолжает игнорировать резолюции СБ ООН, среди других региональных держав сохраняется недоверие относительно целей партнеров по переговорам на Корейском полуострове. В условиях наличия российско-американских политических противоречий, острых китайско-американских и китайско-японских дискуссий о региональных угрозах безопасности высока вероятность риска того, что КНДР вновь превратится в «буферное» государство, разделяющее, с одной стороны, Россию и Китай, США и их союзников – с другой. Такое развитие событий было бы губительно со всех точек зрения: для межкорейского диалога и перспектив объединения Кореи, региональной безопасности и экономической интеграции в северо-восточной Азии, решения проектов национального развития, в том числе модернизации российского Дальнего Востока, а в конечном итоге – возродило бы в регионе атмосферу холодной войны».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (5680) от 12.04.2016.


Комментарии