«Страна сверяет часы с биением сердца Петербурга»

«Страна сверяет часы с биением сердца Петербурга»  |

— Валентина Ивановна, как и минувшей весной, мы встречаемся с вами накануне выборов — с той лишь разницей, что в марте горожанам предстояло выбрать депутатов Законодательного собрания, а теперь — депутатов Государственной Думы. Мало кто сомневается, что «Единая Россия» уверенно победит. В этой ситуации ряд избирателей размышляют: а стоит ли вообще идти на участок по декабрьскому морозцу или по питерской слякоти? Не проще ли провести выходной в теплой квартире, у телевизора — ведь наш голос мало что будет решать. Что бы вы сказали таким скептикам?

— Я бы напомнила им, что у каждого гражданина нашей страны кроме прав есть и обязанности. И выборы — как раз и есть наши права и обязанности вместе взятые. Эта избирательная кампания особенная — вслед за выборами депутатов Госдумы стартуют выборы президента. И результаты думских выборов во многом определят то, как вообще будет дальше работать государственная власть.

Думать сейчас, что все хорошо, что все уже кем-то за нас решено, не верно. Ведь на выборах голос каждого человека имеет равную силу. И самоуспокоенность тех, кто считает, что и так все у нас достаточно неплохо, что все так и останется, — это ошибка. Если они не проявят активность и не подтвердят свое стремление сохранить курс на позитивное развитие страны, на стабильность, то итоги выборов могут быть другими.

Если мы получим «лоскутную» Госдуму, куда попадет чуть-чуть «красных», «зеленых», правых и левых, то это будет как Лебедь, Рак и Щука. У нас есть подобные примеры стран СНГ, где парламент, раздираемый противоречиями, не может работать. Будут скандалы, пустые дебаты, невозможность принимать важные для страны решения — с одной стороны. А с другой, при таком неконсолидированном составе Думы возможно будет принять один, два или три закона, которые повернут страну вспять.

К сожалению, в России еще не все процессы приобрели необратимый характер. До сих пор не закончился переходный период: идет формирование политической системы, институтов гражданского общества, принципов дальнейшего развития рыночной экономики. И предстоит принять еще много ответственных решений, которые детализируют как внутренний, так и внешнеполитический курс страны. Смена законодательной власти и главы государства на таком важном историческом этапе — очень сложный и даже опасный момент. Вспомним, как говорили наши бабушки: «Только бы не было войны, а все остальное переживем!». Вот так и сейчас — только бы не было поворота назад! И для этого надо прийти 2 декабря на избирательный участок и высказать свое мнение: какую мы предпочитаем власть, что мы от нее хотим, какой дальнейший курс движения страны нам нужен.

Не надо надеяться, что это все определит за вас кто-то другой! Когда люди предъявляют свои справедливые требования к власти, они должны понимать, что ответственны за тех, кого выбирали. Если они не участвовали в выборах, то не имеют морального права с власти спрашивать. Такие избиратели оказываются вне политического процесса.

Кому-кому, а уж Петербургу, на который всегда смотрит и равняется страна, с биением пульса которого она сверяет свои часы, негоже проявлять политическую пассивность и оставаться в стороне от таких важных государственных решений. У нас умный, образованный, интеллигентный город. Так неужели раз в четыре года петербуржцы променяют выборы на сидение у телевизора? Я верю в наших избирателей!

— Теперь поговорим о наших чисто петербургских проблемах. Миновали четыре года вашего пребывания на посту губернатора. Более того, скоро уже год, как начался официально ваш второй срок по инициативе президента страны. Сделано за это время немало. Но все-таки, что вы лично считаете главным успехом губернатора Валентины Матвиенко?

— Мне всегда очень неудобно отвечать на такие вопросы. Оценку деятельности губернатора должны давать жители города, лучше их об этом спросить. И вообще я бы не ставила вопрос о личном успехе губернатора Матвиенко. Ведь один человек, без команды, ничего не сделает. И все, что нам удалось за это время, — это успех нашей команды: правительства Санкт-Петербурга, других органов исполнительной власти. Это совместные достижения Смольного и Законодательного собрания, общий успех города и всех горожан.

Петербург долгое время находился в состоянии упадка. И даже сами горожане не верили, что его можно возродить, вернуть его дух, его европейский облик. И мне кажется, что главное из того, что нам удалось, — «встряхнуть» в хорошем смысле город, сознание его жителей. Нам удалось покончить со стагнацией, востребовать огромный духовный и нравственный потенциал города.

Сегодня мы наблюдаем прорыв практически в любой сфере. Это и подъем городской экономики. Это и небывалый за все минувшие годы рост прямых инвестиций в реальные предприятия, в новые рабочие места, в заработную плату людей. Это и очевидное изменение всей городской инфраструктуры: инженерного и энергетического комплекса, дорожного хозяйства, благоустройства. Это ремонт и реставрация памятников культуры и архитектуры.

А огромные вливания в здравоохранение, когда мы ремонтируем больницы, насыщаем их современным оборудованием? А сфера образования, а социальная инфраструктура, спортивная среда? Везде видны существенные позитивные перемены. На фоне длившегося десятилетиями недофинансирования Ленинграда и Петербурга, что привело к упадку всех отраслей городского хозяйства, недоремонту жилых домов, дорог, инженерных коммуникаций, мы с вами, со всеми петербуржцами, совершили гигантский прорыв.

Изменился деловой тонус города, в нем стало больше оптимизма. И для этого есть основания: Петербург является лидером модернизации экономики и городского хозяйства, лидером в социальных инициативах: доплаты к пенсиям до прожиточного минимума, выплаты труженикам тыла, вторая пенсия для блокадников по инвалидности, что называется, «пробитая» по нашей инициативе. С 2008 года ежемесячные выплаты начнут получать семьи бюджетников, имеющие двух и более детей, а тех, кто проработал по 45 и по 40 лет в нашем городе, приравняют к ветеранам труда. Все это наши приоритеты. А еще удалось поднять зарплату работникам бюджетной сферы и в целом уровень средней зарплаты по городу, вывести зарплату из «тени», что сразу дало огромный социальный эффект. Такого рывка не наблюдалось ни в одном другом субъекте Федерации. Изменилось отношение к инвалидам, успешно развивается инфраструктура для пожилых людей, в 13 районах мы уже ликвидировали проблему с площадями отделений Пенсионного фонда, и в 2009 году закроем ее полностью.

Вот так идет возрождение Петербурга, возвращение ему достойного исторического статуса, который был обозначен еще Петром I. В том числе и столичного: я имею в виду грядущий переезд к нам Конституционного суда РФ, выход «5-го канала» на федеральное вещание, регистрацию в Петербурге крупных налогоплательщиков. Все это звенья одной цепи. И победа «Зенита» — тоже в этом ряду!

Оптимизм, рост уверенности людей в завтрашнем дне повлекли за собой в этом году рост рождаемости и снижение смертности. Это произошло впервые за много лет.

Но головокружения от успехов у нас нет. Мы понимаем, что в городе остается еще огромный пласт проблем. Но мы их видим и понимаем, как их можно решить.

Результат такого прорыва — увеличение бюджета более чем в четыре раза. Если доходы бюджета 2003 года были чуть больше 77 млрд рублей, то доходная часть в этом году уже 237 млрд рублей. Бюджет будущего 2008 года по расходам — почти 330 млрд рублей. Благодаря этому колоссальному рывку у нас появились ресурсы, которые мы можем вкладывать в культуру, в медицину, в образование. И, повторяю, изменилось настроение людей; появился оптимизм, вера в будущее.

— Традиционный в ходе такого диалога вопрос: а что, на ваш взгляд, было главной ошибкой? Удалось ли, осознав это, своевременно таковую исправить?

— На мой взгляд, нельзя сказать, что где-то были допущены стратегические ошибки. А тактические, недооценка каких-то факторов, безусловно, были. Но ведь невозможно, начиная реформы во всех сферах, учесть все возможные риски. Мы к тому же не находимся в свободном плавании, а во многом ограничены федеральным законодательством, которое не всегда совершенно, да к тому же часто меняется.

Я абсолютно уверена, что мы правильно начали жилищно-коммунальную реформу. Другого пути, нежели сделать, чтобы у каждого дома появился свой хозяин, просто нет. И это должен быть коллектив людей, которые в этом доме проживают. А раз так, то правильным было и создание ТСЖ, вывод сферы обслуживания домов на рынок, привлечение туда частных компаний. Но в деталях, в тактике удалось не все. Появилось около полусотни недобросовестных председателей ТСЖ, которые полузаконным, полуобманным путем создали эти товарищества. Вот там возникли проблемы, подрывалось доверие людей к этим структурам. И как следствие, процесс реализации здравой идеи затормозился. Но, повторяю, я убеждена, что в целом мы находимся на правильном пути.

— Как не вспомнить, Валентина Ивановна, в связи с этим печальную историю с компанией «Питер Дуссманн»...

— Это не катастрофа, не трагедия, а издержки роста. Когда мы открыли рынок ЖКХ для частных компаний, их было очень мало, конкуренции почти не было. Отсутствовал и опыт работы в данной сфере. Немецкая компания пыталась работать, но в итоге не получилось. Причина — непрофессиональный менеджмент. Это и есть та самая тактическая ошибка. Жители города ругают сегодня кадры в системе ЖКХ, и это правильно. Очень много там еще хамства, грубости, формального отношения к обращениям горожан. Но где взять новые кадры, чтобы сразу провести необходимую ротацию? Такие кадры нужно растить, но мы начали эту реформу с опережением. Может быть, надо было двигаться медленнее...

Да, признаю: тактические упущения были, но мы учимся на своих ошибках, чтобы не допускать их впредь.

— Если брать сегодня главные, образно выражаясь — нервные, узлы петербургского общественного мнения, то одним из них, вне сомнения, будет ситуация вокруг строительства «Охта-центра». Какова динамика развития событий на территории бывшего Петрозавода и вокруг нее? Какие вопросы там еще полностью не сняты?

— На мой взгляд, сегодня в общественном мнении несколько искажена сама идея проекта «Охта-центр». Речь идет о явно депрессивном квартале, где раньше находилось промышленное предприятие. Оставлять его в прежнем виде было нельзя, реновация там была необходима. Но она требовала огромных финансовых ресурсов, реализовать такой проект могла только крупная компания. И я считаю большой удачей, что сюда мы сумели привлечь «Газпром», которому сегодня очень нужны современные офисы, поскольку он расширяет сферу своей деятельности в Петербурге и на Северо-Западе России.

Сегодня, я уверена, ни один житель Петербурга не выскажется против того, чтобы провести реновацию этого квартала. Почему в этом заинтересован город? Во-первых, потому что на Охте появится крупный деловой центр, в котором смогут разместиться не только структуры «Газпрома», но и другие крупные компании, которые все больше приходят к нам. Ведь сегодня мы пока не можем предоставить им офисные здания высокого класса. Во-вторых, Охта сегодня недостаточно развитый район с точки зрения социальной и культурной инфраструктуры. А потому мы сумели «упаковать» в этот проект киноконцертный зал, музей современного искусства, большой спортивный комплекс. Против этого тоже никто возражать не будет. Дискуссия же идет вокруг того, может ли быть там высотная доминанта или нет. Сводить же всю суть крупного девелоперского проекта только к башне «Газпрома» абсолютно неверно. Вопрос с доминантой должны решать специалисты, архитекторы. Но ведь пока окончательного проекта башни еще нет, он будет готов в марте. Мы снова выставим его на всеобщее обозрение, проведем социологический опрос и уже тогда будем ставить точку. Мы не можем жить только историческим и архитектурным прошлым, мы должны оставить и что-то свое после себя. И это «что-то» должно быть достойно Санкт-Петербурга. Вот это принципиальный вопрос!

Пока же на Охте идут подготовительные работы, сносятся старые постройки. В марте все будет окончательно определено. Уверена, это будет сделано в спокойной обстановке, без истерик, рассудительно и взвешенно.

— Еще одна «горячая» тема в Петербурге — готовящаяся реновация кварталов существующей застройки. Ваш законопроект в ЗакСе, в отличие от прошедшего на ура пакета жилищных законов, затормозился после бурных общественных слушаний. Это временная остановка или серьезный тупик?

— Это нормальный рабочий процесс. Город впервые берется за такое масштабное решение жилищной проблемы. Сегодня в Петербурге в расселении и сносе нуждаются около ста кварталов, это почти 8 миллионов квадратных метров жилья. Там проживают почти 12% населения города.

Построенные более 40 лет назад панельные дома ветшают буквально на глазах, ремонтировать их — сизифов труд! Комплексная санация обходится слишком дорого, к тому же планировка квартир при этом остается прежней и комфорта не прибавится. Низкие потолки, крошечные кухни, совмещенные санузлы — все это останется. Поэтому мы выбрали другой путь — провести реновацию кварталов, застроенных «хрущевками», снести старые дома и создать на их месте благоустроенные современные жилые кварталы.

Жилищный вопрос — очень болезненный для наших граждан, он вызывает много вопросов. Поэтому хочу всех заверить: реновацию мы будем проводить в соответствии с утвержденной Жилищной концепцией Петербурга, цель у которой одна — улучшение жилищных условий петербуржцев. Их интересы и будут учитываться в первую очередь. Окончательное решение придется принимать самим жильцам на общих собраниях. От их инициативы, их энергии и активности, желания улучшить свои жилищные условия и будет зависеть ход этой программы.

— Надо отдать должное размаху губернаторской программы «Фасады»: начинали всерьез еще к саммиту «восьмерки», а до сих пор многие здания в центре города в лесах. Но вот в прессе вдруг поползли слухи о сомнительном качестве фасадного ремонта: мол, еще немного времени, и вся эта пестрая красота посыплется нам на голову. Виной тому — низкая квалификация штукатуров, плохое качество материалов и т. д. Вы можете развеять эти слухи?

— Вы правильно заметили, что это слухи. Что может быть наглядней отремонтированных фасадов? Люди все видят сами.

Размах и масштаб нашей фасадной программы беспрецедентны. Только в 2007 году было приведено в порядок более 400 фасадов. И не только в историческом центре. Вы посмотрите, какими красивыми стали здания! А вслед за фасадами меняют трубы, крыши, благоустраивают дворовые территории, тротуары.

Уже сейчас сформирована программа на 2008 год. В историческом центре еще более 200 объектов с аварийными фасадами. И жители этих домов с нетерпением ждут ремонтных работ.

Кроме того, фасады — это не только эстетическая привлекательность. Штукатурка, облицовка — это прежде всего одежда дома, которая служит прагматичным целям: защищает стены от сырости, влаги и холода, предотвращает разрушение кирпичной кладки.

Наиболее сложные реставрационные работы, в частности на домах-памятниках, выполняются по заказу КГИОП, на остальных объектах заказчиками в основном выступают районные администрации. И если при приемке фасадов обнаружится, что работа сделана некачественно, то она принята не будет, следовательно, деньги халтурщики не получат. Объемы фасадных работ выросли в 4 раза за год. Но разве можно вырастить за это время в 4 раза количество реставраторов? Конечно, нет. Но и масштабы реставрационных работ сокращать нельзя. Значит, будем ужесточать контроль и повышать требовательность к фирмам-подрядчикам.

— В заключение снова о приближающейся к финишу думской кампании. В отличие от весенней вы в ней не созерцатель, а активный участник, один из лидеров регионального списка «Единой России». Сколько бы вы ни говорили о том, что после выборов останетесь хозяйкой Смольного, слухи и домыслы продолжают ползти по курилкам и кухням: ведь де-юре вас все-таки изберут депутатом Госдумы. Давайте еще раз твердо расставим точки над «i» в этом вопросе.

— Меня за последнее время столько раз «трудоустраивали» на различные должности в Москве, что я уже устала это комментировать. Я рассматриваю это как предвыборную провокацию, намеренно распускаемую в канун выборов, чтобы дезориентировать избирателей. Поэтому давайте поставим точку. Официально заявляю, что никакие переговоры со мной не велись, никакие предложения о смене работы мне не делали. Я буду работать губернатором тот срок, который мне доверен. Я должна выполнить все без исключения обязательства перед петербуржцами, которые взяла на себя. Другого просто не мыслю.

Подготовил Александр РАБКОВСКИЙ


.Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (4015) от  27.11.2007 года.


Комментарии