Станет ли Меркель снова канцлером?

На прошлой неделе в Германии пал рекорд по затягиванию формирования правительства. Четыре года назад новый кабинет министров в составе консервативного блока Ангелы Меркель и социал-демократов появился на свет после 86 дней мучительных переговоров между партнерами после окончания парламентских выборов. Ныне после выборов в бундестаг прошло уже больше трех месяцев, а долгожданный политический «новорожденный» — большая коалиция ХДС-ХСС с СДПГ увидеть свет не торопится.

Станет ли Меркель снова канцлером? | ФОТО xtock/shutterstock

ФОТО xtock/shutterstock

Как говаривал незабвенный монтер Мечников в «12 стульях» Ильфа и Петрова — «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Вот именно в отсутствии «непротивления» и заключается главная проблема возможного будущего союза.

Напомним, что после парламентских выборов, в которых хотя и победил блок ХДС-ХСС, но сложившийся политический расклад сил не позволял Ангеле Меркель создать однопартийное правительство. Ее переговоры с лидерами партии свободных демократов и «зеленых» о создании коалиции после долгих переговоров провалились, что, кстати, оказалось полной неожиданностью для немецкого истеблишмента.

Правительство «меньшинства» Меркель создавать не хотела сама, а идти на новые выборы ей не советовали партийные товарищи и все аналитики. Единственным более-менее приемлемым выходом и для той же политической элиты, и для самой фрау канцлерин была бы реинкарнация большой коалиции с социал-демократами. Вся загвоздка заключалась в позиции лидера СДПГ Мартина Шульца.

По крайней мере трижды Шульц громогласно обещал никогда больше не иметь дел с правительством Меркель. Первый раз это было сразу после объявления итогов выборов в бундестаг. Тогда Шульц заявил: «Хотел бы внести ясность — я не войду в правительство, возглавляемое Ангелой Меркель». Затем, когда еще шли переговоры ХДС-ХСС со свободными демократами и «зелеными», главный социал-демократ в одном из интервью предупредил, что если коалиция не состоится, он будет настаивать на новых парламентских выборах. Наконец, после окончательного провала переговоров Шульц уже от имени всего руководства партии подтвердил, что СДПГ отказывается создавать большую коалицию.

В целом позицию социал-демократов и ее лидера понять можно. За 12 лет своего правления фрау канцлерин умудрилась если и не уничтожить, то нанести существенный политический урон всем своим младшим партнерам по коалиции. Либеральные демократы (СвДП) с трудом приходят в себя после того, как побывали в роли младшего партнера в период с 2009-го по 2013 год, а последующий избирательный цикл вообще пропустили, не пройдя в бундестаг.

Сама СДПГ, согласившись на большую коалицию с Меркель четыре года назад, на прошедших выборах, набрав чуть больше 20% голосов избирателей, показала наихудший результат в своей послевоенной истории. Получается, что «меркелизм» как форма правления удобна ее основному проводнику ХДС-ХСС и, судя по экономическим показателям, — самой Германии и ее населению, но явно противопоказана всем ее союзникам и попутчикам.

Начало новых переговоров о формировании большой коалиции произошло под давлением нынешнего президента страны, а в недалеком прошлом лидера СДПГ и министра иностранных дел в правительстве Ангелы Меркель Вальтера Штайнмайера. Именно он, пользуясь огромным влиянием в партии, фактически продавил начало новых переговоров между социал-демократами и правым блоком. Наверняка способствовали этому решению и звонки Шульцу лидеров Франции и Греции Эммануэля Макрона и Алексиса Ципраса, соответственно, настоятельно уговаривавших его пойти на новый альянс с Меркель.

Как бы то ни было, переговоры начались. Их одобрил партийный съезд социал-демократов, разрешивший своему лидеру продолжить консультации с Меркель.

При этом нужно понимать, что идеологические расхождения между правой Меркель и левым Шульцем все-таки достаточно велики. Консерваторам и социал-демократам предстоит сближать позиции по целому ряду вполне конкретных вопросов, которые способны приобрести принципиальный и не допускающий никаких компромиссов характер.

Парадокс ситуации заключается в том, что разногласия между ними могут возникнуть из-за хорошего экономического и финансового положения Германии. По расчетам федерального министерства финансов, бюджет страны в ближайшее четырехлетие будет получать плюс 45 млрд евро ежегодно. Так что залезать в долги новому правительству не придется. Проблема, однако, в том, что у Меркель и Шульца и их партий совершенно различные подходы к социальной политике, т. е. на что эти бюджетные миллиарды нужно тратить.

Мартин Шульц уже обозначил три абсолютных приоритета социал-демократов: модернизация системы ухода за пожилыми людьми, системы образования и кардинальная перестройка системы здравоохранения. Особенно остро стоит последний вопрос, поскольку левые собираются отказаться от двухуровневой частно-государственной системы медицинского страхования, которую консерваторы считают своим достижением и не собираются от нее отказываться.

Другой не менее острой, но имеющей уже более общий характер проблемой, разделяющей эти две политические силы, является проблема дальнейшей интеграции Евросоюза. Шульц на недавно состоявшемся съезде СДПГ сформулировал свою позицию в данном вопросе таким образом: мы должны преобразовать ЕС к 2025 году в «Соединенные Штаты Европы» с общим конституционным договором и более тесными экономическими отношениями.

Ангела Меркель и ее партийные соратники это предложение Шульца и СДПГ восприняли, мягко говоря, скептически. Фрау канцлерин заявила, что такое «обозначение цели» не является первостепенной задачей, вместо этих фантазий она предложила сосредоточиться на «создании собственной системы обороны». Еще резче высказался один из руководителей блока ХДС-ХСС Фолькер Каудер, прямо отметивший, что предложение Шульца «представляет угрозу для Евросоюза».

Сложность положения Ангелы Меркель заключается в том, что ничего, кроме повтора большой коалиции, чтобы сохранить свою власть, у нее не остается. А ради этого ей необходимо преподнести Мартину Шульцу и его однопартийцам, которые, как показывают внутрипартийные опросы, совершенно не жаждут объединяться с консерваторами, некий большой «трофей-подарок» в виде принципиальных уступок, от которых социал-демократы не смогут отказаться. Должен состояться определенный торг между «союзниками». В любом случае дело это серьезное и долгое, причем с непредсказуемым результатом. Так что очевидно, что мировой рекорд по формированию правительства в Германии будет многократно превзойден. Немецкие аналитики полагают, что, по самым оптимистичным прогнозам, новый кабинет министров появится не ранее апреля следующего года. И кто его будет возглавлять — большой вопрос.

#Германия #Меркель #правительство

Комментарии