Спасение фрау Меркель

Удивительно, но факт - госпожа канцлерин получила возможность еще четыре года находиться у руля Германии не благодаря убедительной победе на парламентских выборах или постоянной поддержке своих сторонников и однопартийцев, а в результате положительного голосования своих идеологических и политических противников - социал-демократов. Именно они зажгли зеленый свет для создания нового правительства, согласившись на коалицию с партией канцлера.

Спасение фрау Меркель | ФОТО Pacific Press Barcroft Images/ТАСС

ФОТО Pacific Press Barcroft Images/ТАСС

В минувшее воскресенье стали известны результаты голосования членов СДПГ по вопросу вхождения в правительство с блоком ХДС/ХСС. Партийное волеизъявление проходило в течение 10 дней по почте. В нем приняли участие почти 380 тысяч социал-демократов, что составило около 80% всех членов СДПГ, две трети из них проголосовали «за», треть «против». Таким образом, спустя почти полгода после завершения парламентских выборов (всегерманский рекорд!) страна получит новое правительство и старого-нового канцлера. Препятствий для очередного переизбрания Ангелы Меркель больше нет, 14 марта большинство депутатов бундестага проголосуют за ее кандидатуру.

Реакция Меркель на решение социал-демократов была сдержанной, но быстрой. Спустя 40 минут после получения итогов голосования пресс-служба ХДС опубликовала ее короткие поздравления социал-демократам в Twitter. «Поздравляю СДПГ с этим ясным результатом, рада дальнейшему сотрудничеству на благо нашей страны», - отметила Меркель.

Фрау Меркель, без сомнения, должна быть весьма удовлетворена таким исходом дел. Ведь по большому счету именно она является конечным политическим бенефициаром всех преимуществ такого решения. Пока шло голосование с совершенно непредсказуемым итогом, многие немецкие, да и мировые СМИ вовсю рассуждали о возможном уходе Меркель с поста канцлера. За несколько дней до объявления его итогов к негативному мнению прессы присоединились и ее некоторые влиятельные однопартийцы, недовольные как теми уступками, на которые ХДС вынуждена была пойти при подписании коалиционного соглашения с СДПГ, так и отсутствием обновления в рядах партии.

Теперь критика осталась позади, все европейские и мировые лидеры дружно поздравляют Ангелу Меркель с успешным преодолением политического кризиса. Однако согласие СДПГ войти в «большую коалицию» с ХДС/ХСС под руководством фрау Меркель совершенно не означает, что в Германии вскоре появится прочное правительство, готовое в едином порыве и согласии решать сложные проблемы, о которых говорилось в предвыборный период.

Сложность политической ситуации в стране заключается в том, что политические партии, вошедшие в правящую коалицию, как показали итоги парламентских выборов, стремительно теряют своих избирателей, которые являются ядром их партийного электората, что все больше немцев отдают предпочтение радикальным партиям - как правым («Альтернатива для Германии»), так и левым («Линке»).

Особенно неустойчиво положение СДПГ. Неясности с руководством партии, непоследовательное и непонятное поведение Мартина Шульца, его уход с поста лидера социал-демократов, разборки между другими влиятельными партийцами, бунт молодежного крыла, несогласного с соглашательской позицией верхушки, - все это поставило некогда влиятельную политическую силу на грань полураспада. При этом у СДПГ практически не было возможности отказаться от альянса с правыми, потому что в этом случае были бы назначены новые парламентские выборы, на которых СДПГ рисковала превратиться из системообразующей в «малую» партию, поскольку на сегодняшний день рейтинг социал-демократов составляет лишь 16%.

Видимо, руководствуясь чувством самосохранения, большинство рядовых партийцев проголосовали за вхождение в коалицию с ХДС/ХСС, хотя вся история взаимоотношений этих политических сил говорила, что их союз неизбежно приводит к значительным электоральным потерям именно социал-демократов. Вполне вероятно, что нынешний альянс формально сохранит СДПГ в статусе одной из ведущих политических сил страны, но, по всей видимости, это будет скорее отсрочкой, чем принципиальным выходом из внутрипартийного кризиса.

Кстати сказать, политическая неустойчивость социал-демократов реально может ослабить и всю нынешнюю «большую коалицию». Ведь им придется все время доказывать своему стремительно уменьшающемуся электорату, что еще один альянс с Меркель не станет окончательным «растворением» СДПГ как идеологически и политически самостоятельной организации. А это в свою очередь будет означать, что новый кабинет министров не сможет быть прочным и единым, поскольку по любому вопросу социал-демократам придется защищать и показывать свою собственную позицию, свою «несхожесть» с мнением правых.

При всем при этом перед правительством Ангелы Меркель стоит «планов громадье», зафиксированных в коалиционном соглашении и о которых говорилось обеими политическими силами во время предвыборных баталий. Новая-старая власть обещала придать новый импульс Евросоюзу путем его трансформации, установить отношения нового качества с США, которые, как известно, грозят Германии торговой войной, стабилизировать отношения с Россией и найти экономический баланс с Китаем. Если кабинет министров будет заниматься выяснением отношений внутри себя, вряд ли у него останутся силы для реализации своих амбициозных планов на будущее.

Кстати, о том, что в рядах социал-демократов царят «разброд и шатания», наглядно свидетельствует и заполнение министерских постов их представителями. В то время как блок ХДС/ХСС уже определился с кандидатами на девять министерских портфелей и обнародовал их имена в печати, СДПГ до сих пор со своими кандидатурами не определилась. А ведь, согласно коалиционному соглашению, социал-демократы должны возглавлять такие ключевые министерства, как иностранных дел, финансов и социального обеспечения.

#Ангела Меркель #кризис #преодоление

Комментарии