Собрались иерархи. Не все

Синод Русской православной церкви (РПЦ) поддержал решение еще трех церквей и не поехал на Всеправославный собор. Теперь собрание предстоятелей оставшихся десяти поместных православных церквей, открывшееся сегодня на Крите, может превратиться из Всеправославного собора, как задумывалось его главным организатором и идеологом патриархом Константинопольским Варфоломеем I, в обыкновенное совещание высших православных иерархов.

Собрались иерархи. Не все | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Интересно, что для широкой мировой общественности и даже особо пронырливых СМИ, такой поворот дел был полной неожиданностью, поскольку из-за церковных оград никакая тревожная информация о том, что у православных священнослужителей «что-то пошло не так», в мир не просачивалось.

Теперь, когда тайное стало явным, представители РПЦ наконец поведали, что при подготовке собора не все было так уж гладко. Оказывается, уже в январе на встрече глав церквей в Грузии местная православная церковь не подписала один из обсуждаемых документов, а Антиохийская православная церковь не согласилась не только с регламентом, но даже отвергла решение о созыве собора.

Это уже тогда поставило под вопрос одно из принципиальных положений регламента о том, что собор созывается Константинопольским патриархом при согласии всех глав 14 православных церквей. Чуть позже к позиции «антиохийцев» присоединилась уже более крупная и влиятельная Болгарская церковь. Наконец, Сербская церковь за две недели до открытия собора призвала отложить его проведение на некоторое время, а будущую встречу предстоятелей церквей предложила рассматривать как «предсоборное межправославное совещание».

Формально позиция Московской патриархии, заключающаяся в том, что РПЦ отказывается от участия в работе высокого собрания, озвученная председателем отдела внешних церковных связей митрополитом Иларионом за три дня до открытия собора, безупречна. Чистый переулок (месторасположение Московской епархии) содержательных претензий к документам собора не высказывал, просто РПЦ выступила в поддержку «меньшевиков» и в защиту ранее принятого регламента.

Заметим, что с самого начала православного христианства в отношениях между разными церквями большую роль играла взаимная независимость (автокефалия). После раскола христианства в 1054 году, когда гарантом единства перестали выступать епископ Рима и Вселенские соборы, православные патриархаты развивались самостоятельно, не имея над собой вышестоящей инстанции, каковым у католиков является Папа Римский. Функцию почетного главы православия исполнял патриарх Константинопольский, сегодня это Варфоломей I. Правда, его роль всегда была чисто символической и ограничивалась простым посредничеством в примирении конфликтов между отдельными православными церквями.

Одна из вполне вероятных версий, почему РПЦ не поехала на собор на Крит, связана с желанием Варфоломея повысить свой статус в православном мире, не исключено, что при этом используя ту политическую ситуацию изоляции Москвы, которая сложилась сегодня в отношениях между Россией и Западом.

Если для Константинополя этот собор является выражением единства и подтверждением исторического и канонического статуса Вселенского патриархата, то Московский патриархат вполне устраивает сохранение нынешнего статус-кво. Такая позиция обусловлена и многовековой традицией и реальным авторитетом РПЦ. Особенно с учетом «веса верующих» в православном мире. Напомним, что из 200 миллионов православных больше половины, 110 млн, проживают в России, на Украине и в Белоруссии, еще около 12 млн относятся к «меньшевикам», церквям, не приехавшим на собор на Крите. Если сюда прибавить 8 млн верующих, принадлежащих к Сербской церкви, которая хотя и прибыла на Крит, но, скорее, в качестве строгого наблюдателя, то окажется, что нынешний собор может принять решения, которые не поддерживают почти две трети паствы православного мира, и его вряд ли можно назвать всеправославным.

Характерно, что в сложный момент для мирового православия вроде бы светские депутаты украинской рады решили воспользоваться ситуацией для получения своей собственной ручной незалежной церкви. Они большинством голосов послали участникам собора на Крите и лично Константинопольскому патриарху Варфоломею пожелание предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Другими словами, признать ее независимость и, таким образом, отменить акт 1686 года о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского патриархата.

Совершенно необдуманное и во многом провокационное решение, потому что за ним кроется опасность не только расколоть православный мир, но и получить на территории Украины еще и религиозную войну. Похоже, патриарх Варфоломей это понимает, поскольку данный вопрос так и не был включен в повестку дня проведения собора.

РПЦ старается по возможности сгладить те разногласия, которые возникли при подготовке высшего православного форума. По крайней мере так можно расценивать послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленное участникам собора на Крите. В нем он, как искусный дипломат, соединил две важные мысли.

С одной стороны, Кирилл выразил надежду, что «нынешняя встреча глав церквей станет прологом к тому собору, который по праву сможет именоваться Всеправославным». Или, говоря простыми светскими словами, мы не собираемся подчиняться тем решениям, которые вы можете принять без нас.

С другой стороны, патриарх призвал всех православных верующих сохранить «бесценный дар единства» и не смущаться тем фактом, что «мнения церквей-сестер о созыве Святого и Великого собора разделились». «Мы остаемся одной православной семьей и все вместе несем ответственность за судьбу Святого Православия», – пишет Кирилл в своем послании. Иначе говоря, разногласия с Константинополем временные и при «непротивлении» с другой стороны вполне разрешимые.

В этом послании одного патриарха другому нет ничего удивительного, в нем просматривается принцип, очень часто используемый в политике. Если вы будете использовать силу против нас, получите большую проблему. Если мы сядем за стол переговоров, то будет лучше всем. Цинично-прагматично? Наверное. Но кто сказал, что церковные проблемы в современном мире решаются «по-божески», а не так, как проблемы политические?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5725) от 20.06.2016.


Комментарии