Шпионский маразм крепчает

Бдительные агенты федерального бюро расследований вместе с сотрудниками генеральной прокуратуры США на днях обнаружили и обезвредили целую, на их взгляд, сеть российских шпионов, которая на протяжении нескольких лет орудовала в Нью-Йорке.

Шпионский маразм крепчает | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Сеть оказалась не очень крупной, а всего лишь «трехчленной». В нее, по мнению американских «силовиков», входили 39-летний Евгений Буряков, представитель Внешэкономбанка в США, 40-летний Игорь Спорышев, сотрудник постпредства России в Нью-Йорке, и 27-летний Виктор Подобный, атташе постпредства России при ООН. Вся эта троица, по версии американцев, занималась шпионажем, прежде всего нелегально собирала информацию о работе американской фондовой биржи и о предполагаемых санкциях против России.

Спорышеву и Подобному удалось избежать очной встречи с местной Фемидой, они покинули США еще в прошлом году. А вот Евгений Буряков был арестован на своей квартире в Нью-Йорке и предстал перед федеральным судом Манхэттена, где ему и были предъявлены обвинения в шпионаже. Арестованный в суде заявил, что полностью отрицает все обвинения в свой адрес и будет настаивать на своей невиновности. Просьбу адвоката выпустить задержанного под залог суд, естественно, отверг.

Прокурор Южного округа Нью-Йорка Прит Бхарара не без показного пафоса заявил на заседании суда: «По прошествии двух с лишним десятилетий после окончания холодной войны российские шпионы продолжают работать среди нас под покровом секретности, но возглавляемое мною ведомство и ФБР будут пресекать незаконный сбор разведывательных данных представителями других стран». К слову сказать, господин Бхарара попал в позапрошлом году в «черный список», составленный Россией в ответ на небезызвестный «список Магнитского», поскольку имел отношение к экстрадиции в США российских граждан Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии, а также принимал участие в судебных процессах над ними. Согласно федеральному закону РФ, ему закрыт въезд на территорию России.

Знакомство с содержательной частью обвинения, предъявленного «российской шпионской сети», вызвало у ряда экспертов, в том числе и американских, в большей степени недоумение. И невольные подозрения в политической ангажированности всего этого судебного действа, похоже, тесно связаны с ухудшением отношений между США и Россией. В изложении американской юстиции дело выглядело так. Агенты ФБР начали слежку за Игорем Спорышевым и Виктором Подобным, которых они считали российскими разведчиками. Слежка была как наружная, так и электронная, и длилась она почти три года. Таким образом, они установили, что эти два господина часто встречаются с третьим, тоже российским гражданином Евгением Буряковым. Во время встреч Буряков передавал им «портфели, журналы или листы бумаги». А, согласно телефонным прослушкам, перед встречами фигуранты дела говорили об обмене билетами в кино, на бейсбол, книгами, шляпами и даже зонтиками.

На деле при встречах ничего подобного не происходило – в кино они не ходили, книгами не делились, естественно, шляпами и зонтиками не менялись. Из этого фэбээровцы сделали глубокомысленный вывод, что данные российские граждане являются вовсе не деловыми людьми, а настоящими шпионами, которые общаются между собой в такой закодированной форме.

Весьма характерный факт. Что собой представляли передаваемые «портфели, журналы или бумаги», местные пинкертоны так и не выяснили – с поличным российских сотрудников за все три года слежки они ни разу не взяли.

Еще более нелепыми кажутся доводы обвинения, предъявленные суду, о том, что Буряков якобы нелегально пытался собрать информацию о санкциях, которые будут наложены на Россию. Оказывается, ФБР негласно «взломало» компьютер на его работе, и таким образом американцам удалось узнать страшную вещь: собирая сведения о санкциях, Буряков ввел в поисковик Googlе слова «санкция. Россия, последствия» (?!).

Все эти несуразицы и нелепости невольно порождают кучу разнообразных вопросов.

Зачем Службе внешней разведки РФ понадобилось посылать своих людей за океан, чтобы добывать там информацию, которая в принципе и так есть в открытом доступе? Ведь никакого эксклюзива, даже по данным американцев, «российская сеть» в Москву не передавала.

Почему российские Штирлицы действовали столь непрофессионально и по канонам из фильма далекого прошлого – «Мертвый сезон» – встречались в людном Центральном парке, где фэбээровцам легче всего организовать наблюдение, передавали какие-то журналы, листы, хотя проще и незаметнее передать простую флэшку?

Почему, наконец, американская Фемида, закончив слежку за фигурантами дела еще в сентябре прошлого года, ожидала еще четыре месяца, за которые двое подозреваемых благополучно покинули пределы США, прежде чем громко и публично заявить о своей победе в деле разоблачения «российской шпионской паутины»?

Кстати, единственное, что есть у американцев на «шпиона» Бурякова, так это только то, что было добыто через провокатора из ФБР. Тот по заданию бюро познакомился с российским гражданином, представившись бизнесменом-инвестором, готовым вложиться в казино, и одновременно предложил Бурякову якобы конфиденциальные документы по санкциям.

Мог ли представитель российского банка интересоваться данной проблематикой по характеру своей работы в США? Конечно, мог. Знал ли он степень секретности предлагаемых ему документов? Наверняка нет. Но типичная для деятельности ФБР провокация, вспомним хотя бы дело Бута, сыграла свою роль: Буряков документы взял и вольно или невольно, но сделал себя политическим заложником.

Следующее заседание федерального суда Манхэттена состоится в начале февраля. Евгению Бурякову грозит срок до 15 лет лишения свободы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5388) от 30.01.2015.


Комментарии