Шелковый путь на невских берегах

О великой магии Шелкового пути теперь говорят не только историки и литературоведы. Неожиданно громко и мощно для всего мира зазвучала сформулированная лидером КНР Си Цзиньпином идея о возрождении этого пути на суше и море и совместном строительстве его экономического пояса. Обнародованная в 2015 году китайским правительством концепция «Один пояс - один путь», включающая в себя огромное количество инфраструктурных проектов, реализуется на всем пространстве Евразии и даже за ее пределами. На территории мегапроекта проживают 63% населения планеты, предположительный экономический масштаб - $21 трлн... Несмотря на то что исторически Шелковый путь из Китая в Европу через наш город вовсе не пролегал, специалисты говорят о необходимости самым активным образом включаться в инициированное Китаем трансъевразийское сотрудничество, отмечая в этом деле огромный потенциал северной столицы России - образовательный, культурный, туристический и логистический.

Шелковый путь на невских берегах | Иллюстрация Tatiana53/shutterstock.com

Иллюстрация Tatiana53/shutterstock.com

Объединяя народы Евразии

«Речь идет прежде всего о новой версии глобализационных процессов, происходящих в мире, - подчеркнул в ходе недавней международной научной конференции «Великий шелковый путь» директор центра изучения Китая СПбГУ член правления Санкт-Петербургского общества российско-китайской дружбы Николай Самойлов (эта конференция прошла в Доме национальностей по инициативе Ассоциации международного сотрудничества и факультета международных отношений СПбГУ при поддержке комитета по межнациональным отношениям. - Прим. ред.). - Объединяя народы Евразии в рамках одного проекта, Китай становится лидером глобальных процессов в меняющемся мире, внося в них принципиально новое содержание, уходящее тем не менее своими корнями в глубокую древность. Ничего подобного в последние десятилетия и даже столетия никто предложить не мог. Сегодня мы говорим о концепции Большой Евразии, которая может стать важнейшим геополитическим и геоэкономическим проектом XXI века».

Проект этот оказался куда более жизнеспособным, нежели шумно пропагандируемая еще недавно концепция транстихоокеанского партнерства, которую выдвинули США при прежней администрации и от которой администрация нынешняя постепенно отказывается. Важно, что концепция, пришедшая ей на смену, предполагает объединение уже существующих сообществ Евразии: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Евразийского экономического союза (ЕАЭС)...

Масштаб происходящего стал очевиден во время форума международного сотрудничества «Один пояс - один путь», проходившего 14 - 15 мая в Пекине. В нем участвовали 29 глав зарубежных государств и правительств, около 1,5 тыс. представителей общественных кругов из 130 государств и 70 международных организаций. Более сотни стран и организаций заявили о своей поддержке китайской инициативы, свыше 40 подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем, было достигнуто более 250 международных договоренностей. Сумма инвестиций китайских предприятий в экономику стран-участниц уже превысила 50 млрд долларов (благодаря чему там созданы 180 тыс. рабочих мест и налоговая база примерно на $1 млрд). Однако председатель КНР в ходе саммита заявил о внесении его страной в фонд Нового шелкового пути (НШП) дополнительно еще 100 млрд юаней.

Дорог много, направление одно

По словам президента РФ Владимира Путина, заявленные странами - участницами ЕАЭС в «Один пояс - один путь» инфраструктурные проекты в связке с Северным морским путем способны создать принципиально иную транспортную конфигурацию Евразийского континента. И роль Петербурга в этой новой схеме будет весьма заметна.

Древний Шелковый путь не был единой дорогой. Это были различные караванные маршруты по одному направлению - из Китая в Европу. Так же и сейчас в рамках НШП предлагаются разные варианты, со своими плюсами и минусами. Морской путь дешев, но долог и местами небезопасен. Железнодорожный - через Китай, Казахстан и РФ с использованием Транссиба - подороже, зато займет всего десять суток. Развитие этого транспортного коридора позволит подтянуть инфраструктуру прилегающих к нему российских областей - от приграничных районов на Дальнем Востоке до Южной Сибири и регионов, граничащих с Казахстаном.

Есть и другие маршруты, пролегающие через страны Ближнего Востока, Средней Азии, взрывоопасный Афганистан, - каждый из них будет способствовать повышению экономической активности этих государств, но и риски от вспыхивающих там конфликтов нельзя не учитывать.

Точка для старта - Петербург

На конференции в северной столице выступали не только политологи, но и представители национально-культурных объединений Петербурга, выходцы из среднеазиатских стран. О достопримечательностях древнего киргизского Оша и его перспективах в Новом шелковом пути рассказала председатель землячества «Ариэт» Сара Жапарова, о значении Азербайджана в этом же проекте - представитель азербайджанской национально-культурной автономии Петербурга Ализаде Эльдар Фуад оглы, про возрождение Великого шелкового пути в Туркменистане поведал председатель общества туркменской культуры «Мекан» Нургелди Сейидов... Все чрезвычайно красиво, интересно и привлекательно. Казалось бы, почему же этим небогатым центральноазиатским республикам не начать развивать туризм совместно, в рамках трансрегионального маршрута «Великий шелковый путь» (инициатива его развития принадлежит Министерству культуры РФ, Российским этнографическим музеем разработана карта маршрута, в декабре 2016 года проекту был дан старт)? Маршрут ВШП объединяет уже 33 страны, находящиеся на этом великом и древнем пути. В силу особенностей исторического развития большинство из них гораздо меньше, чем европейские, пострадали от глобализации, сохранив в почти нетронутом виде артефакты, исторические памятники, атмосферу и «живые» этнографические особенности в культуре и быту. Такой маршрут стал бы выгоднейшим турпродуктом, равного которому прежде не существовало в мире...

В теории все за, на практике - масса препятствий. Главные - геополитика и напряженные отношения между некоторыми странами-соседями, которые готовы развивать внутренние проекты, но замолкают, как только речь заходит о совместных. Пример: путешественнику, желающему переехать из Таджикистана, скажем, в древний узбекский Самарканд, нужно преодолеть всего несколько километров, чтобы пересечь границу. Но отношения между двумя странами настолько испорчены, что сделать это невозможно - турист вынужден возвращаться самолетом в Стамбул и только оттуда лететь в Ташкент. Далека от решения и визовая проблема, из-за которой невозможно пройти весь ВШП за одну поездку, а можно лишь побывать на нем урывками, проезжая каждый раз одну, максимум - две страны. На получение разнообразных виз у туристов уходит много времени и денег. Обсуждение вопроса создания ограниченной по срокам мультивизы ВШП, которая давала бы путешественникам какое-то время на посещение этих стран во время групповых туров, пока только начинается.

Петербург очень заинтересован в решении данного вопроса, поскольку рассчитывает на роль отправного или конечного пункта путешествий по одной из ветвей ВШП:

- Наша задача - интегрировать Петербург в Великий шелковый путь, сделать его важнейшей, необходимой частью трансрегионального туристического маршрута, - говорит руководитель проекта «СПб Туркит» Татьяна Деменева. - Это мультикультурный и мультиконфессиональный город, который сам по себе является воплощением идеи диалога Запада и Востока, что прослеживается в его архитектуре, убранстве дворцов, в декоративно-прикладном искусстве. В музеях северной столицы хранятся сокровища истории и культуры народов Востока, практически каждый из них способен сформировать глубокие и объемные тематические программы по ВШП и в состоянии участвовать в мощном межмузейном проекте. Так что совершенно естественно, что именно наш город должен стать отправной точкой «прыжка» туристов в Азию и точкой их возращения. Это, несомненно, даст Петербургу увеличение турпотока, особенно в межсезонье.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге г-жа Го Минь:

- Россия - один из важнейших стратегических партнеров Китая в совместной реализации проекта «Один пояс - один путь». На прошедшем в Пекине форуме президент РФ Владимир Путин отметил: российско-китайские отношения, всестороннее стратегическое партнерство вышли на новый этап развития и находятся на лучшем за всю историю отношений России и Китая уровне. Лидеры наших стран не раз подчеркивали необходимость углубления этого сотрудничества, развития стратегического сопряжения друг с другом и с Евразийским экономическим союзом. Нам нужно продвигать сотрудничество в области энергетики, авиации, космонавтики, высоких технологий и др.

Петербург - культурный центр России, что позволяет ему в рамках совместного строительства «Один пояс - один путь» проявить себя в качестве передового аванпоста в культурном обмене народов двух стран. Нам приятно наблюдать, как год от года возрастает количество граждан КНР, приезжающих в Петербург в качестве туристов или студентов, как неуклонно укрепляется взаимопонимание между народами наших стран.

Проект «Один пояс - один путь» открыл новое окно для дружеского общения разных стран мира и вписал новую главу в историю человечества. Эта инициатива в высшей степени отвечает требованиям эпохи - таким как многополярный миропорядок, экономическая глобализация, поликультурализм. Все это придает Новому шелковому пути дополнительные импульсы, делая отношения между странами Азии, Европы и Африки еще более тесными, поднимая взаимовыгодное сотрудничество на новую историческую высоту.

#Шелковый путь #экономический пояс #возрождение

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
73 вопроса о насущном
16 Июня 2017

73 вопроса о насущном

Президент РФ Владимир Путин в 15-й раз вышел на «Прямую линию» с россиянами.

Шелковый путь на невских берегах
02 Июня 2017

Шелковый путь на невских берегах

Китай становится лидером глобальных процессов в меняющемся мире, внося в них принципиально новое содержание.

Петербург - Петроград - Инноград
27 Апреля 2017

Петербург - Петроград - Инноград

Каждый год глава города предстает перед народными избранниками, чтобы рассказать о достижениях в деле развития северной столицы. В конце доклада представители каждой фракции Заксобрания могли задать п...