Шанхайские перспективы

Одной из тем, активно обсуждавшейся на проходившем в марте в Ханты-Мансийске Х, юбилейном, форуме Шанхайской организации сотрудничества, была перспектива расширения этой международной структуры. Эксперты, анализирующие происходящие внутри ШОС процессы, приходят к выводу, что на предстоящем нынешним летом саммите лидеров стран-участниц в Уфе состав альянса может пополниться новыми членами.

Шанхайские перспективы | Источник: www.borodino2012-2045.com

Источник: www.borodino2012-2045.com

Напомним, что сегодня членами созданной в 2001 году ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Монголии, Индии, Ирану, Пакистану и Афганистану. Статус «партнера по диалогу» имеют Белоруссия, Шри-Ланка и Турция. В сентябре 2014 года Пакистан и Индия подали официальные заявки на вступление в ШОС, Иран также претендует на полноправное членство в организации. Заявку на получение статуса наблюдателя подали Шри-Ланка и Армения. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

«Сейчас речь идет о принятии в качестве новых членов Индии и Пакистана, – прокомментировал ханты-мансийские переговоры директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин. – Но не все эксперты считают, что это даст позитивный эффект. Российские аналитики давно выступают за это, полагая, что расширение сделает организацию более влиятельной. Китайские эксперты более осторожны. Некоторые высказываются, что ШОС вообще не стоит расширять. Вопрос дискуссионный. Насколько я знаю, организация сейчас движется к тому, чтобы все же начать процесс приема Индии и Пакистана. Также мы обсуждали и другие страны, например Японию. В этой стране, как и в Южной Корее, есть определенный интерес к ШОС, но он пока не демонстрируется на официальном уровне. В отношении Японии у китайской стороны были возражения.

Также эксперт сообщил, что острая дискуссия шла по другим вопросам. В частности, обсуждались проблемы, связанные с выводом международного контингента из Афганистана.

«Государства ШОС, граничащие с этой страной, опасаются терроризма и всплеска наркотрафика. Хотя ШОС не военная организация, она может сыграть роль в урегулировании вопроса, – поясняет Лукин. – Кроме того, шло бурное обсуждение экономических вопросов. Некоторые участники критиковали организацию и отдельные правительства за то, что они недостаточно активно развивают многостороннее экономическое сотрудничество, не создают банк развития ШОС».

«Точка положительного эквилибриума в интересах стран – участниц ШОС до сих пор не найдена, выравнивание интересов между главными игроками и важными региональными силами находится в текучем состоянии, – констатирует кандидат политических наук доцент кафедры политологии Киргизско-российского славянского университета Наргиза Мураталиева. – В настоящее время в данной организации не хватает внутренней силы сцепления для динамичного движения вперед. Расширение ШОС в подобной ситуации неопределенности, скорее, будет способствовать разрыхлению, размытию ориентиров еще больше. Меняющаяся расстановка сил внутри организации будет стимулировать появление новых трений и разногласий». Схожего мнения придерживаются и некоторые российские эксперты. «Россия и Китай озаботились ростом активности США и потому пытаются каким-то образом сколотить международную коалицию, которая позволила бы относительно эффективно противостоять растущему давлению со стороны Запада, – утверждает политолог Александр Шатилов, – Площадка ШОС также используется для того, чтобы «отмобилизовать» те страны, которые готовы на альтернативный миропорядок, не совпадающий по целому ряду позиций с миропорядком, который пропагандируют США, пытающиеся его навязать всем окружающим. Другое дело, что ШОС – это изначально российско-китайское партнерство. Да, в организацию входят другие государства, но в целом этот альянс был в большей степени заточен на российско-китайское сотрудничество. Включение туда других достаточно сильных стран может поменять и распределение ролей в этом альянсе, и соотношение сил».

Гораздо более оптимистично оценивает перспективу расширения ШОС эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Наталья Шишкина. «Отношения между Индией и Пакистаном до сих пор достаточно напряженные, не так давно снова можно было наблюдать обострение ситуации в Кашмире, – напоминает она. – Однако и у Пакистана, и у Индии есть заинтересованность в участии в ШОС, что говорит о возможности стать полноправными участниками этой организации и желании через взаимодействие в рамках ШОС наладить отношения друг с другом.

В случае принятия Индии и Пакистана ШОС имеет шансы стать очень важной площадкой развития международных отношений и сотрудничества в регионе и мире, так как явится неоспоримым лидером по охвату территории и ресурсов, а также по количеству населения стран-участниц. При активном развитии, грамотном управлении и разрешении комплекса проблем, которые будут касаться не только международного сотрудничества, но и гуманитарной сферы, сферы безопасности, экономической сферы, ШОС получит возможность в перспективе стать одной из влиятельнейших организаций мира».

Говоря сегодня о первоочередных задачах ШОС, многие аналитики подчеркивают необходимость противодействия исламскому экстремизму. «ШОС изначально создавалась для двух целей: как инструмент мирного решения территориальных споров между Китаем и остальными членами, а также как форум для нахождения баланса между Пекином и Москвой на среднеазиатском пространстве, – отмечает научный сотрудник Института США и Канады РАН Геворг Мирзаян. – Обе цели, по сути, уже выполнены – границы прочерчены, а масштабные китайские инвестиции в регион и массовая закупка Пекином среднеазиатских углеводородов не встречают сколь-нибудь серьезного сопротивления со стороны Москвы. Сейчас же благодаря происходящим по соседству с регионом событиям у организации появилась новая цель – защита региона от последствий распространения исламского экстремизма».

«Очевидно, что дестабилизация или тем более исламизация Центральной Азии – угроза не только для России, но и для Китая, – продолжает этот аналитик. – В составе Поднебесной есть Синьцзян-Уйгурский автономный округ, в котором живут миллионы мусульман, откровенно недолюбливающих правительство в Пекине. Все процессы, происходящие в Центральной Азии, могут перекинуться и на эту проблемную территорию Китая, и именно поэтому китайские власти, по всей видимости, готовы включиться в проект превентивной стабилизации центральноазиатских государств. В частности, Китай заявил о готовности выделить им 5 миллиардов долларов на различные проекты в области развития».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (5436) от 10.04.2015.


Комментарии