Саркози возвращается?

Победа на местных выборах еще не гарантирует ему успеха на президентских

Итоги второго тура муниципальных выборов во Франции показали три очевидные вещи. Во-первых, в них уверенно победил блок экс-президента Саркози. Во-вторых, Соцпартия действующего президента Олланда потерпела жесткое поражение. В-третьих, занявший в первом туре второе место «Национальный фронт» Марин Ле Пен даже в местную власть две основные партии страны не допустили.

Саркози возвращается? |

На местных французских выборах выбирают руководство 101 департамента Франции, всех, кроме крупнейших департаментов Парижа и Лиона. Выборы проходят по двухступенчатой мажоритарной системе. То есть в каждом муниципальном округе проходит сначала первый тур, выявляющий двух лидеров. А затем второй – определяющий окончательного победителя. Но система реальной французской демократии такова, что у нее есть выборные ограничители от проникновения во власть, как у них считается, всякого рода электоральных выскочек типа «фронтовиков» Марин Ле Пен. Поэтому получается, что 25% голосов, отданных в первом туре голосования за Марин Ле Пен, чуть больше за Николя Саркози и примерно 15%, полученных социалистами Франсуа Олланда, во втором туре волшебным избирательным законом превращаются в совершенно другие цифры.

В окончательном варианте правый «Союз за народное движение» Саркози и его союзники получили большинство в 66 департаментах, левые социалисты Олланда показали результат вдвое хуже, а «фронтовикам» Ле Пен не досталось ничего.

Ответ на вопрос, почему получается такая французская «загогулина», очень прост – во втором туре традиционные партии голосуют не по идеологическим предпочтениям, а за «меньшее зло», осознанно не пуская во власть восходящую политическую силу, в нашем случае набирающий силу «Национальный фронт» Марин Ле Пен.

Президент страны Франсуа Олланд, несмотря на значительные электоральные потери, после первого тура заявил, что не намерен менять свой политический и экономический курс, а тем более правительство и его главу Мануэля Вальса. Сам же молодой французский премьер пытался мобилизовать общественное мнение и свой левый электорат против, как он считает, главной угрозы «фронтовиков» Марин Ле Пен, заявив, «что боится за свою страну, боится того, что она не сможет бороться с «Национальным фронтом», и даже заговорил об опасности неких «никому не известных политиков, которых выдвигает на выборах НФ».

На прошедших муниципальных выборах такой маневр для левых удался, если считать их задачей не победить, а навредить главному политическому конкуренту. Но сработает ли такая же тактика через два года, когда страна будет выбирать нового президента Пятой республики?

Несомненно, основным победителем этих выборов является буквально выпрыгнувший из политического небытия Николя Саркози и его «Союз за народное движение». Эта победа заставила аналитиков всерьез рассуждать о его возможной победе на президентских выборах в 2017 году. Но все-таки, на наш взгляд, вряд ли стоит, по крайней мере пока, говорить о Николя Саркози как о главном фаворите предстоящих выборов. По большому счету его победа на муниципальных выборах – это поражение социалистов. Не Саркози выиграл, а Олланд проиграл. И проиграл заслуженно.

Находясь у власти уже почти три года, Олланд ничего не сделал из ранее обещанного. Безработица в стране продолжает находиться на 10%-ном уровне, экономика почти не растет, а желание свести финансовый дефицит, как этого требует Брюссель, с нынешних 4,4% до 3% требует очень серьезной бюджетной экономии, в том числе экономии на социальных программах, что крайне непопулярно во французском обществе. Практически единственным достижением президента стало разрешение однополых браков, но этого явно мало, чтобы продолжать сохранять доверие французов.

Саркози удалось перехватить некоторые программные положения «Национального фронта» и сделать их более респектабельными, чтобы перетянуть часть электората «фронтовиков». В частности, их тезисы об ужесточении миграционной политики и требование выхода Парижа из-под влияния Брюсселя и Вашингтона. Однако собственных прорывных идей и новых программных установок у Саркози и его союзников пока что не видно. Не оставляет в покое экс-президента и французская Фемида. Буквально на третий день после своей муниципальной виктории он был вызван в суд высшей инстанции Парижа и в течение 5 часов давал показания по делу о незаконном финансировании своей президентской кампании в 2012 году. Вызван, правда, в качестве свидетеля.

Некоторые французские издания рассматривают такие демонстративные действия суда в качестве своеобразного предупреждения экс-президенту вести себя скромнее, иначе местное правосудие может обнаружить некий более серьезный «скелет в его шкафу», нежели детские шалости трехлетней давности. Ведь если победителя допрашивают, то, значит, могут и судить.

Не исключено, что во второй тур будущих президентских выборов кроме Николя Саркози войдет и Марин Ле Пен. Большинство французских аналитиков считают, что в этом случае главу националистов постигнет судьба ее отца Жан-Мари Ле Пена, который проиграл в 2002 году президентские выборы имевшему более низкий рейтинг Жаку Шираку, после того как левые и правые объединили свои голоса против ультраправого.

Конечно, такой вариант не исключен, но все-таки папа Ле Пен в те времена не пользовался такой электоральной поддержкой, как дочка, за которую нынче голосуют четверть французов.

Впрочем, до президентских выборов еще достаточно далеко, а вот региональные состоятся уже в декабре нынешнего года. Посмотрим, изменится ли политический ландшафт после их проведения, сохранит ли Саркози свой статус победителя, а заодно понаблюдаем, как будет в это время вести себя французское правосудие.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (5432) от 06.04.2015.


Комментарии