Румыны предпочли немца

Неожиданно для многих в самой Румынии и, похоже, в Евросоюзе закончилась президентская гонка. Ни итоги первого тура, состоявшегося две недели назад, ни многочисленные соцопросы, проведенные накануне второго тура, не давали предпочтения мэру города Сибиу Клаусу Йоханнесу в борьбе с его противником действующим премьер-министром страны Виктором Понтой.

Румыны предпочли немца | Фото  Radu Bercan/shutterstock.com

Фото Radu Bercan/shutterstock.com

Напротив, победив в первом туре и опередив тогда основного конкурента на 10% (40% к 30%), Понта считался главным фаворитом. Тем более что отдать голоса в его пользу призвали несколько кандидатов, уже сошедших с предвыборной дистанции. Однако в Румынии произошло достаточно редкое в политической практике явление _ явный лидер первого тура сумел добавить во втором лишь 5%, а, казалось бы, значительно отстающий от него соперник увеличил свой результат чуть ли не в два раза.
Окончательный расклад голосов выглядит следующим образом: действующий премьер-министр социал-демократ Виктор Понта набирает 45,5% голосов, а лидер национал-либералов и мэр Сибиу Клаус Йоханнес _ 54,5%. Таким образом, президентский дворец Котрочень в Бухаресте на пять лет получает нового хозяина Клауса Йоханнеса.
Нелишним будет напомнить, что Румыния _ парламентская республика. Поэтому правительство является высшим исполнительным органом власти и осуществляет руководство внутренней и внешней политикой страны. Однако вместе с этим в стране присутствует достаточно сильная президентская власть. Президент избирается всенародно и является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Кроме этого он предлагает кандидатуру для назначения на пост премьер-министра и назначает правительство. Более того, в случае отклонения не менее двух предложений по кандидатуре главы кабинета министров президент вправе распустить парламент.
Местные политологи не без оснований считают, что такая модель в совокупности с нестабильной политической ситуацией, внутренними интригами и расколами крайне неустойчива и часто приводила страну к кризисам. Достаточно сказать, что за два с лишним десятилетия никто из президентов Румынии не избирался на два срока, кроме последнего главы государства Траяна Бэсеску. Который, кстати, за свое время пребывания у власти дважды подвергался процедуре импичмента и только чудом его избежал.
Удивительно, но еще зимой этого года ни Виктор Понта, ни Клаус Йоханнес не собирались принимать участие в президентских выборах. У коалиции правых партий планировалось участие председателя Национально-либеральной партии Крина Антонеску. Однако, после того как правые неудачно выступили весной на выборах в Европарламент, Антонеску ушел в отставку с партийного поста и отказался баллотироваться на президентский пост. Лишь тогда появилась кандидатура популярного мэра культурного и религиозного центра Румынии города Сибиу Клауса Йоханнеса, который и стал официальным кандидатом от альянса правых партий.
Социал-демократы и поддерживающий их Демократический союз венгров Румынии вообще до нынешнего лета не имели единого кандидата. Однако успех левых на тех же выборах в Европарламент позволил им пойти на определенный риск и выдвинуть премьера на пост президента. Ведь в случае его победы левые могли бы взять под контроль оба центра власти в стране.
Однако еще больше рисковал альянс правых партий, выдвигая Клауса Йоханнеса, 55-летнего мэра провинциального города, в прошлом учителя физики в школе, этнического немца, да к тому же лютеранина.
Понта в своей предвыборной кампании попытался разыграть национальный вопрос, но, как показали итоги выборов, большинство румын на него не клюнули. Многие аналитики сходятся во мнении, что победу Йоханнесу принесли голоса румынской диаспоры за границей. На этих выборах было открыто рекордное количество зарубежных избирательных участков _ 294. Больше всего их было в Италии, Испании, Франции и других европейских странах. Это не случайно, поскольку около 4 млн румын, а это шестая часть всего электората, живут за границей, куда они уехали в поисках работы.
Голосование за рубежом в первом туре было организовано плохо, и потому большое число желающих проголосовать просто не попали на избирательные участки. Это вызвало бурю негодования и протестов как в самой Румынии, так и за рубежом. В отставку был вынужден уйти глава румынского МИД, отвечавший за организацию голосования диаспоры. Во втором туре диаспора проголосовала дружно при очень высокой, около 70%, явке, и три четверти голосов румын, проживающих за границей, было отдано за Йоханнеса. Он сумел обойти Понту в Бухаресте, а также к нему целиком перешел венгерский электорат в Трансильвании и ряде других уездов. Если посмотреть на выборную карту страны, то можно легко заметить, что она разделилась политико-географически _ запад, северо-запад и столица за Йоханнеса, а восток и юго-восток _ за Понту.
Если говорить о содержательной стороне предвыборной борьбы, то ее фактически не было. Идеологически правого Йоханнеса очень трудно отличить от левого Понты. И тот и другой обещали отдать все силы на борьбу против коррупции и взяточничества, и тот и другой всячески подчеркивали, что страна пойдет вперед правильным западным путем, оба рьяно выступали за присоединение к Румынии Молдавии и образование в течение их президентских сроков «Великой Румынии».
Что касается отношений Бухареста и Москвы, то ждать их улучшения было бы наивно. Клаус Йоханнес, будучи 14 лет мэром 150-тысячного городка в Трансильвании (откуда, кстати, по легенде, был родом главная нынешняя мировая достопримечательность Румынии _ граф Дракула), никогда не занимался международными проблемами. Вряд ли они станут во главе его пятилетнего президентского срока, тем более что Виктор Понта, поздравив нового президента страны с избранием, заявил, что не собирается уходить с поста премьер-министра. А это значит, что политическая турбулентность в ближайшие два года, до новых парламентских выборов, Румынии гарантирована.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.


Комментарии