Румыния на пороге «майдана»?

Многие наблюдатели, в том числе и международные, уже начали сравнивать масштабы происходящего ныне на улицах Бухареста и других румынских городов с протестами, которые потрясали страну 28 лет назад, перед свержением режима Чаушеску.

Румыния на пороге «майдана»? | Иллюстрация Skryl-Sergey/shutterstock.com

Иллюстрация Skryl-Sergey/shutterstock.com

По данным жандармерии, в митингах и демонстрациях в столице и крупнейших населенных пунктах страны приняли участие около 300 тысяч человек, в основном молодежь от 16 до 28 лет. В некоторых местах произошли столкновения с «силовиками», есть несколько раненых, сотни человек задержаны силами правопорядка.

Первая волна протестов прокатилась по стране еще в середине января. Поводом для них стала информация, появившаяся в оппозиционной прессе, о том, что нынешнее правительство социал-демократов под руководством недавно утвержденного парламентом премьера Сорина Гриндяну собирается принять закон об амнистии. На свободу должны были выйти осужденные ранее за коррупционные дела, причинившие государству ущерб на сумму менее 44 тысяч евро, а также те, кто приговорен к срокам менее пяти лет.

Неожиданно для властей эти намерения правительства вызвали бурную реакцию населения. Около 20 тысяч человек собрались на площади Виктория перед зданием правительства и потребовали не принимать данный закон и не сворачивать борьбу с коррупцией.

Власть митингующих не послушалась, и в минувшую среду закон был принят. На следующий день количество протестантов, вышедших на улицы, увеличилось многократно, а их лозунгами стало требование уже отставки самого правительства.

Характерно, что на стороне протестующих выступил президент страны Клаус Йоханнис, который прямо заявил, что «оценивает действия правительства как нападение на правовое государство».

В сложившейся ситуации очень важно понять, насколько стихийно возник массовый протест, действительно ли в его основе лежат неправомочные действия правительства или же есть определенные силы, которые используют недовольство масс в своих политических целях? Скорее всего, все нынешние события в стране - это продолжение той политической борьбы, которая на самом деле не завершилась парламентскими выборами, прошедшими в декабре.

Напомним, на них уверенную и для многих неожиданную победу одержали социал-демократы. Они получили 46% голосов избирателей и со своими партнерами «Альянсом либералов и демократов», набравшими 6%, намного опередили оппозиционных национал-либералов (20%). Естественно, что левые и сформировали новый кабинет министров из своих представителей.

Оппозиция в лице либералов, а к ней хотя и не политически, но идейно принадлежит президент Йоханнис, похоже, не смирилась с поражением на парламентских выборах и попыталась использовать любой повод недовольства масс для политического реванша.

Хотя справедливости ради следует сказать, что и сами социал-демократы дали для этого повод. Дело в том, что в предыдущее их правление много чиновников были обвинены в коррупции и оказались за решеткой. Даже лидер социал-демократов Ливио Драгня два года назад получил условный срок, правда, не за коррупционные дела, а за попытку фальсификации явки на референдум, проводимый в 2012 году по отставке тогдашнего президента страны Бэсэску. Срок наказания еще не вышел, и хотя, согласно приговору, Драгне запрещено занимать государственную должность только в течение года, который уже истек, президент страны и его политический противник Клаус Йоханнис еще до голосования объявил, что не утвердит человека, имеющего непогашенную судимость.

Именно поэтому социал-демократы не стали предлагать кандидатуру Драгни на пост премьера. Они решили поиграть в политические «бирюльки» и «вытащили» в качестве кандидата на пост премьера мусульманку - Севил Шайхед, этническую татарку, к тому же замужем за сирийцем.

Йоханнис проверку на толерантность не выдержал - кандидатуру Шайхед, причем без всяких объяснений, он отверг. Однако политическая борьба на этом не прекратилась. Тем более что власть вскоре «подставилась».

Конечно, вопрос амнистии мог бы быть в ряду первых проблем нового правительства, так делают многие. Но при этом следует правильно оценить внутриполитическую ситуацию. Румыния - одна из «передовых» стран Евросоюза по проблемам коррупции, и новая власть просто обязана показать электорату, что она готова бороться с этим злом, тем более если ряд их лидеров, в той или иной степени, но завязаны на этом. Вместо этого одним из первых указов нового кабинета министров следует указ об амнистии.

Такое решение вызвало среди населения прогнозируемый взрыв негодования, который умело использовала оппозиция. И при этом мало кого из протестующих интересует, что под амнистию попадают кроме коррупционеров также люди старше 60 лет, беременные женщины, имеющие маленьких детей, вне зависимости от обвинений. Также шанс выйти на свободу получают те, чей срок заключения не превышает пяти лет. При этом исключение составляют осужденные, которые отбывают наказание за уголовные преступления, а также те, кто осужден за сексуальное насилие.

Тем не менее, как уверяет оппозиция, и ей верят митингующие - по амнистии будет полностью реабилитирован лидер социал-демократов, который в скором будущем и станет новым главой правительства, то есть Ливио Драгня.

При этом и аргументы власти, утверждающей, что амнистия проводится исключительно из-за гуманитарных соображений, и уверения их оппонентов из рядов оппозиции, кричащих на митингах, что они борются за правовое государство и исключительно против коррупции, по большому счету блеф. Обе противоборствующие силы пытаются использовать сложившуюся ситуацию в своих политических интересах.

В субботу, правда, правительство под натиском митингующих пошло на уступки. Премьер Сорин Гриндяну заявил в телеобращении, что указ будет отменен в части положения об амнистии для лиц, обвиненных в коррупции на сумму менее 44 тысяч евро. При этом он уточнил, что поправки в уголовный кодекс и кодекс уголовной процедуры будут внесены, но после консультаций с другими партиями и через парламент. Таким образом, получается, что большая часть намеченных мер будет претворена в жизнь, но уже с соблюдением необходимых процедур и в условиях гласности.

Оппозиция расценила это решение как шаг в нужном направлении, но при этом призвала «сохранять бдительность», так как «опасность не миновала полностью».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5883) от 06.02.2017.


Комментарии