Румыния без Понта

Парламентские выборы в Румынии, прошедшие в минувшее воскресенье, почему-то не заинтересовали европейскую общественность. А зря. Ведь в стране к власти пришла левая политическая сила, которую недруги называют даже «наследниками Чаушеску». И пришла она, умело разыграв консервативную карту на «поляне» противника.

Румыния без Понта | Иллюстрация Skryl-Sergey-shutte/shutterstock.com

Иллюстрация Skryl-Sergey-shutte/shutterstock.com

Вообще политическая жизнь современной Румынии, особенно в последние 3 - 4 года, плохо вписывается в традиционную европейскую картину. Страна живет по своим правилам и собственным законам. Судите сами.

На парламентских выборах четыре года назад победили левые силы, основу которых составляли социал-демократы. Их лидер Виктор Понта возглавил кабинет министров страны. Правление левых было недолгим и неудачным. Сначала Понта зачем-то решил поменять свое премьерское кресло на кресло президента страны. В 2014 году он пошел на выборы главы государства и проиграл представителю либеральных сил Клаусу Йоханнису, чем не только нанес ущерб своей репутации, но и ударил по авторитету правящей партии. Уже в ноябре 2015 года после массовых протестов, формально вызванных трагедией в столичном ночном клубе, где погибли более 60 человек, а реально - из-за недовольства населения фактами коррупции в высших эшелонах власти, правительство социал-демократов вместе со своим премьером ушло в отставку.

До очередных парламентских выборов оставался один год, и президент страны принял решение сформировать временное правительство. Его поддержала вся либеральная общественность, прежде всего руководство правой Национал-либеральной партии. При ее активном участии из Брюсселя был вызван еврокомиссар по сельскому хозяйству Дачиан Чолош. Под его руководством было сформировано временное правительство, в основном из представителей национал-либералов, которое вроде бы более-менее успешно стабилизировало экономическую и политическую ситуацию.

Перед нынешними парламентскими выборами господин Чолош прямо объявил, что, если победу на них одержит Национал-либеральная партия и новое общественное движение «Союз спасения Румынии», он готов и дальше быть главой кабинета министров.

Казалось бы, у правых сил есть все для победы - на их стороне выступает президент страны, у них есть готовый премьер-министр, левые силы дискредитированы. Но оказалось, что не все так просто, и правильно выбранная предвыборная тактика и точно понятое желание румынского электората могут оказаться сильнее всех козырей правых.

Так уж сложилось, что в отличие от большинства правых в Европе в Румынии все местные правые партии - ярые сторонники Евросоюза со всеми вытекающими из этого последствиями. Они никогда не пытались перечить брюссельской бюрократии и слепо следовали их рецептам, они выступают за толерантность и мультикультурализм, однополые браки и европейскую миграционную политику.

А румынские «неправильные» социал-демократы, напротив, на эти выборы шли с чисто националистическими лозунгами, которые могли бы понравиться даже Марин Ле Пен и ее Национальному фронту. Левые открыто поддержали позицию церковных кругов, выступающих за сохранение традиционной семьи и против однополых браков, социал-демократы вовсю клеймили политику глобализации, проводимую Евросоюзом и раболепно поддерживаемую правыми силами. В ход ими были пущены самые невероятные слухи, типа того, что существует некий «антирумынский заговор», за которым стоит американский миллиардер Джордж Сорос. Он якобы в последние два года финансировал проект поддержки открытого общества, чтобы получить контроль над Румынией.

По всей видимости, все это вместе взятое на самом деле отражало недовольство румын процессом глобализации, нынешним уровнем европейской интеграции и тем местом на задворках, которое заняла страна в объединенной Европе.

Социал-демократическая партия Румынии получила на выборах около 46% голосов избирателей, ее основные конкуренты из Национально-либеральной партии - 20%. Такой значительный отрыв позволяет социал-демократам, объединившись со своими давними союзниками из партии «Альянс либералов и демократов», получившими 6%, сформировать кабинет министров и выдвинуть из своих рядов кандидатуру председателя правительства.

Правда, и здесь не все так просто. Дело в том, что лидер социал-демократов Ливиу Драгня имеет условную судимость за попытку фальсификации явки на референдум по отставке президента страны Бэсеску четыре года назад.

Срок наказания еще не вышел, и, хотя, согласно приговору, Драгни запрещено занимать государственную должность только в течение года, который уже истек, президент страны и его политический противник Клаус Йоханнис еще до голосования объявил, что не утвердит человека, имеющего непогашенную судимость.

Реакции официального Брюсселя на победу очередной политической силы, относящей себя к «евроскептикам», пока не последовало. Но вот из соседней Молдавии пришло послание еще от одного «евроскептика» — недавно избранного президентом страны Игоря Додона, который сердечно поздравил своих единомышленников в Румынии с заслуженной победой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5851) от 14.12.2016.


Комментарии