Республика в коме

Задержание 19 предполагаемых участников организованного преступного сообщества, которые, по версии следствия, почти десять лет занимались хищением госсобственности в Республике Коми, вызвало громкий резонанс в экспертном сообществе. Что означает арест главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и его сообщников? Насколько серьезны предъявляемые им обвинения? Чем может закончиться столь скандальное дело? Об этом активно размышляют политологи и журналисты.

Республика в коме | ФОТО Alexstr/shutterstock.com

ФОТО Alexstr/shutterstock.com

Первое, на что обращают внимание аналитики, – достаточно высокий рейтинг Вячеслава Гайзера среди всех глав российских регионов. «Молод, энергичен, харизматичен, – отмечает обозреватель РИА «Новости» Виталий Белоусов. – К тому же буквально за неделю до ареста Гайзера в Коми прошли – в единый день голосования – выборы регионального парламента. Глава региона, как и положено, лично возглавлял список «Единой России», который получил почти 60% голосов. А год назад, в сентябре 2014-го, Гайзер выиграл выборы главы республики, получив почти 79% голосов». «Однако все эти высокие проценты и похвальные результаты, как мы видим, не помогли Гайзеру и его команде. То есть полуфеодальная схема, при которой «сюзерен» закрывает глаза на дела в хозяйстве «вассала» в обмен на его политическую лояльность, для современной России отнюдь не характерна, как бы это ни пытались доказывать нам либеральные публицисты. Никакая лояльность не служит индульгенцией в криминальных случаях», – констатирует этот эксперт.

Ему вторит глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Никакие рейтинги, никакие былые заслуги не являются индульгенцией, особенно когда речь идет о коррупции и о преступлениях коррупционного характера. Как сказал недавно президент на встрече с вновь избранными губернаторами, работать надо честно. Конечно, стоит дождаться результатов следствия. Но тем не менее задержание главы Коми и его заместителя – явное подтверждение курса Кремля на борьбу с коррупцией, на борьбу за чистоту рядов в органах власти. В течение последних нескольких лет мы видели много примеров, когда к высшим должностным лицам в регионах, к чиновникам высокого ранга предъявлялись претензии. Кто-то лишался своей должности, в отношении кого-то проводились проверки и возбуждались уголовные дела, а кто-то уже отбывает наказание».

«Забронзовел. Утратил чутье и чувство меры, – характеризует Гайзера политолог Константин Калачев. – Не спасают от внимания Следственного комитета высокие места в губернаторских рейтингах. Неприкосновенных нет». По словам Калачева, еще после мартовского ареста губернатора Сахалина Александра Хорошавина было ясно, что борьба с коррупцией затронет и других. «Второй за год арест губернатора экономически успешного региона – это сигнал руководителям других ресурсных областей о том, что в условиях экономической нестабильности борьба с коррупцией сосредоточится именно вокруг вверенных им территорий», – констатирует этот эксперт.

В ситуации серьезного антикоррупционного запроса Гайзера выбрали потому, что его дело было лучше подготовлено правоохранителями, а не потому, что он был единственный, кого можно привлечь к ответственности, считает политолог Глеб Кузнецов. По его словам, операция была проведена демонстративно, так как в такой ситуации публичность является ценностью сама по себе. «Важно не просто избавиться от дурной овцы, а сделать это публично, чтобы была кровища, чтобы остальное стадо затрепетало, – пояснил он. – В нынешнее тяжелое время важно, чтобы чиновники боялись за свое место под солнцем. Адресатом этой истории является класс управленцев – они должны испытать шок и трепет».

И, по мнению руководителя Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, «дело Гайзера принципиально преподносят нарочито публично». «Значит, оно спланировано как акт устрашения для других региональных игроков, которых уже пугают намеками, что разборки в Коми – лишь начало. Такая считалочка в духе «десяти негритят» будет задавать повестку в губернаторском корпусе весь последующий выборный год. Так что кампания в Госдуму, особенно в одномандатных округах, будет сосредоточена на критике местных властей», – резюмирует эксперт.

Но основной причиной ареста республиканской верхушки большинство аналитиков считают все-таки реальное усиление борьбы с коррупцией. «Задержание Гайзера, его заместителей и ряда местных бизнесменов – это демонстрация всем остальным регионам решимости федеральных властей в борьбе с коррупцией», – говорит координатор оргкомитета гражданского движения «Остальная Россия», политолог Игорь Рябов. «В Коми ведь не одного чиновника поймали, скажем, на взятке, – констатирует он. – Фактически там раскрыли всю пирамиду, в деле оказались десятки человек. Это говорит о нескольких вещах. Во-первых, модель суперконцентрации в руках глав региональной власти может оборачиваться вот так, извращением понятия службы народу. Во-вторых, по всей видимости, год за годом спецслужбы накапливали фактуру, не торопясь с раскрытием информации, и единовременно забрали всех соучастников. Это говорит о том, что не время важно, а результат – неотвратимость наказания, а не стремительность реакции».


«Никакие рейтинги, никакие былые заслуги
не являются индульгенцией, когда речь идет
о преступлениях коррупционного характера».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5557) от 02.10.2015.


Комментарии