Разрушить баррикады

Католической миссии в России без малого девять веков. Поэтому декларация, подписанная 12 февраля в Гаване Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском, – лишь очередная веха на пути к единству действий двух христианских церквей. 22 мая в Петербург прибудет архиепископ Минский и Могилевский – Тадеуш КОНДРУСЕВИЧ. Накануне визита он дал интервью нашему корреспонденту.

Разрушить баррикады | Фото Бориса Кавашкина/ТАСС

Фото Бориса Кавашкина/ТАСС

– Ваше высокопреосвященство, не секрет, что существует такое мнение: католическое вероучение, применительно к России, является не только чуждым, но и враждебным. Почему же тогда папа Франциск и патриарх Кирилл в ходе своей встречи в Гаване называли друг друга братьями?

– Все мы братья во Христе. Христос – это единственная Истина, и, приближаясь к нему, мы волей-неволей станем ближе друг к другу. И наше совместное свидетельство о Боге может прозвучать так громко, что не услышать его будет нельзя.

Сегодня католики и православные, по сути своей, говорят об одном и том же, но при этом стоят по разные стороны баррикад. Значит, надо их разрушить. И уклонение от этой работы сравнимо с большим грехом...

На протяжении многих веков Русь поддерживала самые тесные контакты с апостольской столицей. В 1228 году св. Яцек отправился в Киев, где основал доминиканский Конвент и получил у князя Владимира разрешение на постройку монастыря Пресвятой Девы Марии. В Санкт-Петербурге до 1917 года было восемнадцать католических храмов. В семидесяти двух школах католические священники преподавали Закон Божий. Здесь же, на берегах Невы, осуществляла учебный процесс и вела серьезную научную работу Католическая духовная академия.

Правда, как тогда, так и в наши дни, Католическая церковь была и остается церковью меньшинства. Но это никак не умаляет ее заслуг в плане сохранения и разработки религиозной доктрины. Это не стало бы возможным без того огромного интеллектуального потенциала в лице богословов и профессорско-преподавательского состава Высшей духовной семинарии Марии Царицы Апостолов, которая была фактически возрождена в 1993 году. Не скрою, я горжусь тем, что в этом есть и моя заслуга. Сегодня, насколько мне известно, в Санкт-Петербурге проживают двадцать пять тысяч католиков. Даже для такого большого города, как ваш, это весьма внушительное количество.


– Ваше высокопреосвященство, в наши дни Православная церковь активно осваивает ниву социального служения. Есть ли отличия в социальных доктринах двух церквей?

– Больших различий нет. Социальная доктрина, которой руководствуется Католическая церковь, появилась и оформилась более века назад. Десять лет назад был составлен Компендиум, ее сокращенное изложение. Православные богословы проявили к ней большой интерес, и Католическая церковь расценила это не иначе как первый и очень серьезный шаг на пути нашего взаимного сотрудничества.


– Незадолго до своей смерти митрополит Антоний Сурожский сказал, что человечество вступает в двадцать первый век с тяжелым сердцем. Как вы думаете, что имел в виду этот архипастырь?

– Антоний Сурожский, не побоюсь так сказать, святой человек. А иметь в виду он мог дехристианизацию Европы. И всего мира. Вспомните того же Рокко Буттильоне (итальянский философ и политик. – Ред.), который, по сути, лишился поста в Европейской комиссии из-за своих высказываний в защиту традиционных ценностей, таких как брак и семья.

Еще недавно мы говорили о вирусе атеизма. Сегодня мы говорим об угрозе секуляризации, подразумевающей утрату духовных ценностей. Для современного человека важнее всего деньги и удовольствия. Быть христианином в такое время очень непросто. Ведь, согласно Евангелию, христианин обязан стать светом миру и солью земли.

Одна щепотка соли может изменить вкус целой кастрюли супа – хозяйки это хорошо знают. Тогда как щепотка евангельской соли способна предохранить от порчи духовный мир человека. Или – о свете. Сегодня на наших улицах света столько, что по ночам бывает трудно заснуть, а наша внутренняя жизнь разве озарена таким же духовным светом? Если да, то почему сегодня совершается такое большое количество преступлений с сугубо корыстными мотивами?

Объяснить все это можно лишь тем, что человек не старается преодолевать искушения, а пассивно движется туда, куда его влечет река жизни. Но ведь это неправильно. Рыба, плывя на нерест, преодолевает поток. Иначе она не сможет дать здоровое потомство. Спортсмен, добиваясь высоких результатов, не опускает планку, а, напротив, все время поднимает ее...

Люди же сегодня хотят рожать без боли, жить без болезней, а умирать без страданий. Но тогда страдания мучеников за веру и крестные муки самого Христа в глазах этих людей ничего не стоят. Для иллюстрации сказанного приведу один пример: в 1989 году я вез через Гродненскую таможню много томов религиозной литературы. Таможенник указал мне на то, что можно провезти только две книжки богословского содержания. Сегодня только ленивый не имеет у себя дома Библию. Но все ли из нас регулярно читают эту Книгу? А многие ли живут в согласии с библейскими заповедями?.. Вот в этом все и дело.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (5705) от 20.05.2016.


Комментарии