Размахивая дубиной

Словосочетание «экономические санкции» в последний год стало одним из самых употребляемых для характеристик отношений России и Запада. Причем в комбинации со словом «расширение». Но вот на прошлой неделе из-за океана из уст высокопоставленного белодомовского чиновника прозвучали высказывания о возможном смягчении санкций против России.

Размахивая дубиной | Источник: http/so-I.ru

Источник: http/so-I.ru

Другое дело, что они потом потонули в хоре сторонников продолжения санкционной войны, что удивительно даже после новых минских договоренностей. Тем не менее очень важно знать, кто сказал о смягчении ограничений и почему он это сделал.

А сказал об этом министр финансов США Джекоб Лью, и вовсе не потому, что он является пророссийски настроенным американским чиновником, просто в отличие от многих других своих коллег он хорошо умеет считать деньги, в том числе и в карманах европейских союзников.

Выступая на брифинге перед журналистами, главный американский государственный финансист заявил: «Мы предпочли бы ослабить санкции, потому что так было бы лучше для экономики Европы и стабильности». И даже озвучил убытки Евросоюза от санкций против Москвы – 21 миллиард евро.

Весьма примечательное и характерное для политика признание – до сих пор о потерях, которые несут европейцы из-за санкций, первоначально введенных США и «продавленных» ими для Евросоюза, предпочитали не распространяться.

Вообще дубина санкций существует давно. Первый известный случай ее применения относится еще к Древней Греции, что привело к пелопонесским войнам, в которых, кстати, инициатор санкций, Афинский союз, потерпел поражение от Спарты и ее союзников.

В XIX веке этой дубиной успешно размахивали все крупные колониальные державы, но особых успехов достигла Англия. В XX веке знамя санкций, естественно, перешло к США, причем оно используется Вашингтоном по нарастающей. Так, за прошлый век США использовали санкции более 50 раз, а в наступившем XXI – уже более 60. Возникает закономерный вопрос: неужели экономические санкции – это универсальное средство для достижения мира и стабильности? Ведь уже на протяжении многих лет невооруженным глазом видна ограниченность этого метода, все очевиднее, что от размахивания дубиной санкций отрицательных последствий куда больше, чем положительных, и они очень редко приводят к заявленной цели.

Наглядный пример неэффективности этого оружия – история санкций США против Кубы и Запада против Ирана.

В декабре прошлого года Барак Обама признал, что продолжительная блокада США Кубы была бессмысленной и попытка «поддерживать демократию и права человека в основном при помощи политики изоляции острова... не сработала, пришло время для другого подхода».

Немногого добился Запад и в отношении Ирана. Конечно, экономические санкции очень больно ударили по населению страны, потревожили политическую систему и власть, на смену радикалу Ахмадинежаду пришел вроде бы центрист Роухани. Но ничего кардинально для подлинных целей Вашингтона и Брюсселя не изменилось – политический режим страны устойчив, а ядерная программа Ирана как развивалась, так и развивается до сих пор.

Россия не Куба и не Иран, но Запад стремится задушить российскую экономику аналогичным способом санкций, чтобы добиться от российского президента уступок по украинскому кризису. Это невозможно и даже глупо по нескольким причинам.

Причина первая. У наших, как это принято говорить у дипломатов, «западных партнеров», участвующих в санкциях против России, нет реального согласия по поводу широты, глубины и даже окончательной цели санкций. Ряд стран Европы (Греция, Кипр, Венгрия, в известной мере Чехия) вообще как могут сопротивляются дальнейшему их ужесточению. У локомотивов Евросоюза – Германии и Франции – позиция по отношению к Москве более мягкая, чем у США. Да и Вашингтон, судя по вышеприведенным высказываниям министра финансов США, начал задумываться о цене проводимой политики ограничений против России.

Причина вторая. Серьезные западные аналитики считают: самыми действенными санкциями кроме финансовых, которые Запад уже частично применил, были бы энергетические. Если бы наши «западные партнеры» могли безболезненно для себя наложить эмбарго по типу того, как они сделали с Ираном, на экспорт нефти и газа из России, они нанесли бы нашей экономике, а возможно, и политике серьезный урон. Но Россия является самым крупным энергетическим экспортером в мире с учетом совокупного экспорта нефти и газа. Мы добываем примерно 9 млн баррелей нефти в день, примерно столько же, сколько и Саудовская Аравия, и экспортируем 20% мировой добычи газа. Западу, прежде всего Евросоюзу, пойти на введение энергетических санкций – значит обречь себя на очень серьезные экономические, да и социально-политические последствия.

Причина третья. Любые санкции сами по себе не могут заменить продуманного целеполагания. По одной простой причине: санкции – это инструмент или, если хотите, дубина, но не стратегия. Наивно считать, как это делают многие западные политики, что одно лишь их применение является достаточным для достижения любой цели. Особенно когда сверхзадачей западных «ястребов» является желание через санкции усилить разногласия внутри руководства страны и тем самым создать повод для социальной нестабильности. А в перспективе – через народные волнения устранить действующую власть или по меньшей мере решительно повлиять на стремление российского президента по утверждению достойного места страны на мировой арене. Бесперспективность таких расчетов очевидна. Судя по стабильно высокому рейтингу Владимира Путина, который вырос за последний год до 85%, россияне в подавляющем большинстве поддерживают своего президента, несмотря на все давление Запада.

Удивительно, но даже последние минские договоренности никоим образом не остановили дубину

санкций. Ведь Ангела Меркель, выступая в Брюсселе, несмотря даже на примирительные заявления госсекретаря США Джона Керри, заявила, что принятые ЕС санкции в отношении 19 физических и девяти юридических лиц вступят в силу, как и было запланировано, а официальный представитель ЕС чуть позже подтвердил это решение. Вчера эти санкции были введены.

На прошлой неделе мировой, кстати, американский поставщик финансовой информации для ведущих компаний Bloomberg сделал очень точный, на мой взгляд, вывод: любые санкции против России не могут принести желаемого результата, потому что у России гораздо выше порог терпения, чем у Европы, а терпеть в условиях нынешнего конфликта приходится обеим сторонам.

Это четвертая причина, почему никакие санкции не смогут свернуть Россию с намеченного пути.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5400) от 17.02.2015.


Комментарии