Пять «ударов» по Афганистану

На днях Дональд Трамп, артистично отдав честь американскому флагу, произнес эффектную речь перед солдатами в Форт-Майер в Вирджинии, в которой изложил свою новоиспеченную стратегию по Афганистану. При ближайшем рассмотрении стратегия оказалась не совсем новой и, как обычно, расходящейся с предвыборными обещаниями главы Белого дома.

Пять «ударов» по Афганистану | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как известно, американская эпопея в Афганистане длится уже почти 16 лет. Начал ее еще Буш-младший, после сентябрьских событий 2001 года решивший наказать эту страну, где была спланирована и направлялась террористическая атака на США. Американцы взяли Кабул, свергли власть талибов, однако окончательной победы не достигли. Талибы отошли в глубь страны, укрепились там и постепенно стали захватывать все больше территорий. Поначалу американцы, пытаясь добиться военной победы, увеличили свой контингент до 100 тысяч «штыков», но это ничего не дало.

Барак Обама, придя к власти, решил изменить тактику. Он начал сокращать американское присутствие и пытаться бороться с талибами силами правительственных афганских войск. Но и эта тактика не привела к успеху. Более того, за последние месяцы талибы сумели значительно увеличить подконтрольные им территории, которые, по данным Пентагона, составляют сегодня почти половину всей территории страны.

Потери же самих американцев за минувшие годы — около 2,5 тыс. убитых и свыше 20 тысяч раненых. И это без урона частных военных компаний США, вербующих наемников в Афганистан для ведения военных действий: такие летальные потери официальной статистикой Соединенных Штатов не фиксируются.

Дональд Трамп годами критиковал усилия официального Вашингтона в Афганистане, называя их «совершенно бессмысленными». Особенно усердствовал он в этом во время своей предвыборной кампании, которая шла под лозунгом «Америка прежде всего». Тогда кандидат Трамп выступал за быстрый вывод войск, чтобы США могли выделить больше денег, как он говорил, «на восстановление собственной страны».

Выступая в Форт-Майер, глава Белого дома самокритично признался, что был неправ, когда выступал за поспешный вывод американских войск из Афганистана. По его мнению, такой подход может создать вакуум, который мгновенно заполнят террористы, включая «Аль-Каиду» и ИГИЛ (организации, запрещенные в РФ). Поэтому он предлагает новую стратегию США в Афганистане, включающую пять основных пунктов.

Первый пункт заключается в увеличении контингента американских войск. При этом конкретные цифры больше не будут анонсироваться. Это станет настоящей военной тайной.

Второй тезис касается предоставления армейскому командованию большей свободы в осуществлении военных операций. Прежде администрация Обамы установила ограничения для использования американского контингента в наступательных операциях против «Талибана» и требовала согласовывать их проведение с политическим руководством в Вашингтоне.

Третий пункт относится к изменению конечной цели всего присутствия США в Афганистане. Трамп дает понять, что отныне задачей войск будет окончательная победа над ИГИЛ и сокрушение «Аль-Каиды», предотвращение захвата страны «Талибаном» и устранение массовых террористических атак против Штатов. Американский президент тем самым дает понять: отныне США не будут использовать военную мощь для строительства в отдаленных странах государственного устройства по своему образу и подобию.

С данным пунктом тесно связан и следующий, четвертый, — война с «Талибаном» будет вестись до победного конца, а это означает, что никаких сроков вывода американских войск не будет. Ключевая фраза Трампа звучит так: «Мы не строим наций, мы убиваем террористов».

Наконец, последняя — пятая — идея новой стратегии затрагивает отношение США к своему вроде бы союзнику, но одновременно и главному помощнику «Талибана» в регионе — Пакистану. Трамп заявил, что он использует все возможности, вплоть до любимого американского оружия под названием «санкции», чтобы заставить Исламабад прекратить укрывательство террористов на своей территории.

Анализируя пять «ударов Трампа» по Афганистану, можно прийти к выводу, что ничего особо кардинального в них нет. По крайней мере на новую американскую стратегию они не очень тянут.

Первые два пункта, быть может, сами по себе и верны, но это элементы тактические, а не стратегические. Конечно, когда военному командованию диктуют из Вашингтона, какие армейские операции они могут проводить, а какие нет, это явная глупость, которую надо устранить. Что касается увеличения численности воинского контингента и необходимости не болтать об этом на каждом углу, это тоже здраво.

Хотя уже сразу после обнародования новой стратегии в американской прессе появились достоверные сведения, исходящие из недр Пентагона, что нынешний (8,4 тыс.) контингент собираются увеличить на 4 тысячи. Сразу возникает закономерный вопрос: каким образом это 12-тысячное американское формирование будет бороться до «победного конца», если десять лет назад с талибами не смогло справиться стотысячное заокеанское соединение?

Самым революционным из всех пунктов представляется решение Трампа больше не экспортировать западную демократию в «восточную деспотию» на американских штыках. Теоретически это открывает большой простор для трансформации местной политической и государственной системы. Возможен даже египетский вариант, когда в свое время военные взяли власть в руки и начали строить (причем весьма успешно) традиционалистское общество. Но это для нынешнего Афганистана достаточно отдаленная перспектива.

В целом складывается впечатление, что новую стратегию Дональд Трамп принял под сильным нажимом военных. В частности, в американской прессе называются имена министра обороны Джеймса Мэттиса, нового главы аппарата Белого дома и бывшего генерала Джона Келли и советника по безопасности и тоже в прошлом армейского генерала Герберта Макмастера. Такое решение стало возможным после того, как президент отправил в отставку своего старшего советника Стивена Бэннона, который был ярым сторонником вывода американских войск из Афганистана.

Как бы то ни было на самом деле, теперь афганская повестка дня становится и повесткой Дональда Трампа. Причем, похоже, на долгое время.

#Афганистан #США #конфликт

Комментарии