Президент Белоруссии заявил об изменениях в конституции

Автор «Санкт-Петербургских ведомостей» рассуждает, почему Александр Лукашенко предложил поменять основной закон страны.

Президент Белоруссии заявил об изменениях в конституции | Иллюстрация sVg/shutterstock.com

Иллюстрация sVg/shutterstock.com

Спокойное и мирное бытие нашего главного союзника Белоруссии на прошлой неделе всколыхнуло заявление Александра Лукашенко о необходимости поменять в главный закон - конституцию. 

Это было бы не так удивительно, поскольку при Александре Григорьевиче конституцию в Белоруссии меняли много раз, но всегда в пользу усиления президентской власти. Отметим, что после референдума 1996 года она в республике мало чем ограничивается. Указы, декреты и директивы президента имеют статус законов, сам президент может переизбираться любое количество раз. Глава государства назначает не только руководителей всей вертикали власти, но также судей и значительную часть депутатов верхней палаты парламента. А вот полномочия нижней палаты существенно ограничены - и за последние десятилетия не было ни единого случая, чтобы парламент не проголосовал практически единогласно по президентской инициативе. 

И вот теперь на встрече с коллективами ведущих государственных СМИ Александр Лукашенко заявил: «Считаю, что некоторые функции от президента должны перейти к другим ветвям власти», - цитирует лидера Белоруссии информагентство БелТА. Прежде всего, по мнению Лукашенко, следует усилить роль исполнительной власти. При корректировке основного закона страны, считает президент, важно не перечеркнуть все то, что уже сделано. «Мы должны это передать нашим детям и внукам», - отметил глава белорусского государства. 

Характерно, что впервые о необходимости внести изменения в конституцию Лукашенко заговорил еще 7 октября 2016 года после парламентских выборов. Тогда, выступая перед депутатами обеих палат парламента, он упомянул о назревших изменениях: «Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем». Но какими эти изменения должны быть, президент не сказал, а депутаты не спросили. Тем не менее после заявления Лукашенко провластная Либерально-демократическая партия Белоруссии сразу же предложила провести референдум о внесении изменений в конституцию. В частности, либералы хотят вынести на обсуждение вопрос об увеличении срока полномочий депутатов обеих палат парламента и местных советов с 4 до 5 лет и увеличении срока полномочий президента с 5 до 7 лет. После этого Лукашенко в публичных выступлениях еще не раз заявлял о необходимых изменениях в конституцию, но всякий раз без конкретики. 

Естественно, что в этой ситуации начались гадания на политической «кофейной гуще». Забила в тревожный колокол немногочисленная белорусская оппозиция. Заявление Лукашенко о необходимости вновь пересмотреть конституцию подтолкнуло оппозиционеров к мысли, что теперь речь пойдет о закреплении власти уже за семьей Лукашенко - то есть на власть будет претендовать кто-то из троих его сыновей. 

Первым это предположение озвучил белорусский политик бывший руководитель депутатской группы «Республика» Сергей Скребец. Со ссылкой на «надежный источник» он заявил изданию «Белорусская правда», что сценарий передачи власти старшему сыну Виктору Лукашенко уже одобрен: «На референдум вынесут два вопроса: отмену смертной казни (для отвода глаз) и выборы президента парламентом. Виктор Лукашенко назначается, например, главой Гродненской области и автоматически входит в верхнюю палату - совет республики. А потом депутаты торжественно выбирают из своего окружения нового президента. Этот сценарий уже одобрен». 

Более умеренный оппозиционер, глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач считает: для того чтобы дать больше полномочий исполнительной власти, нет необходимости менять конституцию. «Было бы хорошо, чтобы в Белоруссии все ветви власти работали по той конституции, что у нас есть. Ну, или попробовали работать. Может, им бы понравилось». 

Напротив, официальные белорусские политологи, с порога отметая фантазии оппозиции, утверждают о правильности решения президента. «Я думаю, что Александр Лукашенко понимает: сильная, авторитарная президентская власть была нужна в 1990-х, когда страна стояла на грани катастрофы. Возможно, была нужна в начале нулевых, чтобы Белоруссию не скупили на корню олигархи из соседних стран, - полагает политолог Виктор Демидов. - Но теперь, когда страна развивается более-менее стабильно, чрезмерный объем президентских полномочий становится тормозом. И Лукашенко все чаще говорит министрам или начальникам на местах: «Решайте без меня». 

В свою очередь, российский аналитик, эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Белкунец считает: «По поводу перераспределения функций есть вариант, что президент будет избираться парламентом, а также увеличится срок продолжительности его пребывания на посту. Но пока неясно, кому и какие функции он собирается передавать, На сегодняшний день в руках Лукашенко сконцентрированы абсолютно все полномочия, которые только можно себе представить». По словам аналитика, десять лет назад один европейский дипломат спросил у Лукашенко, не боится ли тот, что человек, который займет пост президента, может его растоптать? На что Лукашенко ответил: «А почему вы уверены, что эти полномочия я оставлю этому человеку? Я изменю конституцию». 

Впрочем, времени гадать всем «на кофейной гуще» по поводу, что такого особенного придумал Александр Григорьевич сделать со своей конституцией, осталось немного. В следующий вторник, 24 апреля, президент должен выступить с ежегодным обращением к народу и парламенту Белоруссии, и наконец-то тогда он, возможно, откроет свои карты на будущие изменения основного закона жизни страны. 

Материал был опубликован в газете под № 071 (6180) от 20.04.2018 под заголовком «Зачем Лукашенко менять конституцию?».

#Белоруссия #конституция #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6180) от 20.04.2018.


Комментарии