Предсказуемая победа фрау Меркель

В минувшее воскресенье в ФРГ состоялось, возможно, самое значимое для европейской политики событие этой осени, а может, и всего 2017 года. Речь идет о выборах в нижнюю палату германского парламента - бундестаг.

Предсказуемая победа фрау Меркель | ФОТО Emmanuele Contini ZUMA/ТАСС

ФОТО Emmanuele Contini ZUMA/ТАСС

Лидер не сдает позиций

Чтобы понять причины результатов парламентских выборов, на которых вновь вполне убедительную победу одержал возглавляемый действующим канцлером Ангелой Меркель правоцентристский блок, следует прежде всего отдавать отчет в том, что представляет собой немецкая экономика. Как верно замечает известный столичный германист Владислав Белов, современная Германия является экономическим и политическим лидером ЕС и еврозоны, во многом определяя характер и суть интеграционных процессов в «единой Европе». Кроме того, ФРГ - это четвертая экономика на планете.

Германия раньше многих других партнеров по ЕС и гораздо успешнее вышла из глобального экономического кризиса и рецессии. В прошлом году экономический рост в ФРГ составил 1,9% валового внутреннего продукта (ВВП); расчеты специалистов на 2017-й показывают, что рост может достигнуть полтора процента. Вот уже три года подряд страна живет с профицитом бюджета.

Несмотря на очевидные кризисные моменты, можно сделать вывод о в целом успешном функционировании немецкой социальной системы. Во всяком случае сегодня в Германии безработица не превышает и 5 процентов трудоспособного населения. Средняя заработная плата в ФРГ в нынешнем году (пусть и без учета немалых для этой страны налогов) превысила 3700 евро, что также говорит о высоком качестве жизни в современной Германии.

Разумеется, правительству Меркель приходится справляться со многими проблемами. Бум беженцев в 2015 г., давняя проблема старения населения, недостаток собственно национальных кадров среди инженеров и исследователей, поиск средств, способных обеспечить эффективный переход на возобновляемые источники энергии (по амбициозному плану, к 2050 году на них будет приходиться до 80% вырабатываемой в Германии энергии) и отказ от ядерной энергетики к 2022 году. Но в целом все-таки можно констатировать, что возглавляющая германское правительство с 2005 г. Ангела Меркель справляется со стоящими перед немецким обществом вызовами. Германия не собирается сдавать завоеванных позиций.

Четвертый раз подряд

Если считать с 2005 г., когда завершилось семилетнее канцлерство Герхарда Шредера, блок Христианско-демократического союза (ХДС) и баварского Христианско-социального союза (ХСС) одержал 24 сентября четвертую подряд победу на федеральных выборах. Как известно, вот уже четыре года федеративной республикой управляет «большая коалиция» в составе блока ХДС/ХСС и Социал-демократической партии Германии. Но если в сентябре 2013 г. эти «народные» списки набрали в совокупности чуть более двух третей голосов, то на сей раз - менее 54%. Отступили и христианские демократы, и социал-демократы.

С одной стороны, эта цифра говорит о том, что все-таки в целом в немецком обществе уровень поддержки «больших» партий снизился. А ХДС вообще, если брать в расчет послевоенную эпоху, показал самый скромный результат. Но, с другой стороны, лидерство объединения, во главе которого стоит руководитель германского правительства, сомнений не вызывает: блок ХДС/ХСС получил на воскресных выборах 33% голосов, намного опередив конкурентов.

Этот результат однозначно свидетельствует о том, что ХДС и ХСС продолжают оставаться народными партиями. Дело в том, что избирательная база христианских демократов состоит из самых разных социальных слоев: это традиционные верующие буржуа, средний класс, пожилые люди, но также и значительная часть рабочих и служащих. Такая широкая поддержка в значительной степени объясняется «социальным разворотом» ХДС под влиянием Меркель, которая в годы своего лидерства в партии (с 2000-го) способствовала полевению христианских демократов.

На федеральные выборы-2017 объединение ХДС/ХСС также пошло с программой, включившей в себя немало социальных положений. Речь идет, в частности, о дополнительной помощи многодетным семьям и мерах по увеличению числа собственников жилья. Одним из центральных пунктов программы правоцентристской коалиции является обязательство работать над достижением в Германии полной занятости к 2025 г., что означает для страны снижение уровня безработицы до 3 процентов от трудоспособного населения. Конечно, ХДС/ХСС продолжает в первую очередь отстаивать интересы имущих слоев населения (поэтому правоцентристы категорически против повышения верхней ставки налогообложения), но голосуют за этот альянс, как видим, люди из самых разных социальных слоев.

Результаты федеральных выборов показали, что основную скрипку в новой правительственной коалиции опять будут играть христианские демократы. С точки зрения перспективы российско-германских отношений это не самое радостное известие (хорошо известны жесткое отношение Ангелы Меркель к внешней политике Москвы и ее настрой на продолжение европейских санкций). В то же время ближайший союзник ХДС - партия ХСС - настроен на «российском направлении» гораздо более прагматично. Лидер этой партии глава баварского правительства Хорст Зеехофер во время недавней поездки в Москву заявил, что надеется на достижение «новой эры» во взаимоотношениях России и Германии.

Тупик социал-демократии

Парламентские выборы 24 сентября показали также, что политический упадок ведущей левой партии ФРГ - СДПГ - продолжается. Созданная свыше полутора веков назад Социал-демократическая партия уже многие десятилетия играет в жизни немецкого общества весьма значительную роль. Да и сегодня социал-демократы руководят, к примеру, работой 7 из 16 федеральных земель. Хотя региональные выборы 2016 - 2017 гг. должны были стать тревожным звонком для руководства левоцентристов: СДПГ на них теряла голоса и мандаты, в минувшем мае социал-демократы потеряли контроль над самой многонаселенной и экономически развитой землей - Северным Рейном-Вестфалией.

Для многих избирателей так и осталось загадкой, какую же собственную политическую альтернативу предлагали на сей раз социал-демократы (так же как и блок ХДС/ХСС), несущие ответственность за четырехлетнюю политику «большой коалиции». Да, предвыборная платформа СДПГ, безусловно, имела более социальный профиль, чем программа христианских партий. Там присутствовали пункты о необходимости снижения налогов для граждан с низким уровнем доходов. СДПГ жестко заявила, что будет выступать против перспективы снижения размера пенсий. Наоборот, вполне в духе левой идеологии партия поставила вопрос об обложении высоких доходов более крупными налогами.

Очевидно, что более прогрессивными по сравнению с альянсом ХДС/ХСС выглядели и внешнеполитические пункты программы СДПГ. Социал-демократы открыто выступили против повышения военного бюджета и потребовали проведения более рациональной политики по отношению к Москве.

В то же время в персональном плане СДПГ была переиграна союзником по «большой коалиции». Это только поначалу новый председатель партии и кандидат в канцлеры бывший председатель Европейского парламента Мартин Шульц, регулярно декларирующий, что «время для большей справедливости пришло», вызвал прилив поддержки и рейтинги партии пошли верх. Но чем дальше, тем яснее становилось: как политик Шульц все же уступает Меркель. Проиграл он ей и по итогам очных теледебатов.

Показанный социал-демократами результат (20,5% голосов) является наихудшим в истории СДПГ под нынешним названием. Но он в очередной раз свидетельствует о глубоком организационно-политическом кризисе всей европейской социал-демократии. О том, что обычно после периода правления «больших коалиций» самые значительные электоральные потери несет именно младший партнер. Сразу после оглашения результатов лидеры партии заявили, что отказываются от возобновления этой коалиции.

Смотрите, кто пришел!

Долгое время для немецких политологов и журналистов главной интригой закончившейся избирательной кампании был вопрос, какая из партий получит в итоге третье место. Более левые конкуренты СДПГ (радикально-социалистическая партия «Левые» и «Союз-90 - зеленые») активно пытались перехватить электорат социал-демократов, разочаровавшийся в излишне умеренном курсе прежнего руководства.

Их успехи, однако, следует оценить как достаточно скромные. Если учитывать полученные голоса, то «Левые» и «зеленые» и в самом деле несколько преуспели (первые набрали на федеральных выборах 9,2% голосов, вторые - около 9%), они даже немного прибавят в числе депутатских мандатов (тогда как блок ХДС/ХСС потерял 65 мандатов, а СДПГ лишилась 40 парламентариев). Но все-таки в конечном итоге «Левые» и «Союз-90 - зеленые» оказались оттеснены избирателями на общие пятое и шестое места.

Если в закончившем свой срок составе бундестага пусть формально, но имелось левое депутатское большинство (четыре года назад теоретически социал-демократы могли даже возглавить кабинет, пойди они на «красно-красно-зеленую» коалицию с двумя малыми левыми партиями), то в избранной 24 сентября нижней палате немецкого парламента политическое соотношение сил сместится явно вправо.

Это связано как с триумфальным результатом впервые попавшей в бундестаг правопопулистской партии «Альтернатива для Германии», АдГ (третье место, 13% голосов), так и с достойным возвращением в федеральный парламент либералов из Свободной демократической партии, СвДП (10,7% поддержки, четвертое место), «выпавшей» в 2013 г. из нижней палаты парламента впервые в своей истории. Успех АдГ встревожил немецкое общественное мнение: впервые в послевоенной истории страны в парламенте оказалась партия, которую в Европе относят к крайне правому спектру. АдГ подчеркнуто выступает против иммиграции в ФРГ. Один из ее лидеров, Александр Гауланд, заявлял, в частности, во время кампании: «Долг патриота - избежать мусульман». И мы видим, что внутренняя политика кабинета фрау Меркель на деле лишь способствовала росту ксенофобских настроений в ведущей стране Евросоюза.

Очевидно, что немалая часть избирателей «больших» партий на сей раз перебежали на сторону правых популистов и либералов, которые в свою очередь провели под руководством молодого лидера Кристиана Линдера очень успешную кампанию, делая ставку на «дигитализацию» экономики и продвижение закона об обязательной интеграции мигрантов. Если СДПГ точно решила отказаться от продолжения «большой коалиции», учитывая политическую изоляцию АдГ, то наиболее реальным вариантом сегодня становится еще невиданная для ФРГ «ямайкская» (по соответствию партийных цветов и флага Ямайки) коалиция в лице ХДС/ХСС, СвДП и «зеленых». Но уже сейчас очевидно, что сформировать такую коалицию будет очень сложно.

#выборы #бундестаг #Меркель

Комментарии