Поучительный скандал

Вроде бы благостную Германию снова встряхнул скандал, но теперь не шпионский по поводу прослушивания американцами телефонов ведущих немецких политиков с Ангелой Меркель во главе, а журналистский. Генпрокуратура страны, начав уголовное преследование журналистов местного сайта Netzpolitik.org по статье «измена родине», не только прекратила дело, но и лишилась своего руководителя, отправленного в отставку.

Поучительный скандал  | ФОТО Andrey–Popov/shutterstock.com

ФОТО Andrey–Popov/shutterstock.com

Очень удивительное и примечательное во всех отношениях дело.

Во-первых, в Германии впервые со времени скандала с журналом Spiegel, опубликовавшим в далеком 1962 году критическую статью о плачевном состоянии бундесвера, журналистам издания за использование секретного доклада для написания своих статей предъявили обвинение в «измене родине».

Во-вторых, «измена родине», по мысли немецких правоохранительных органов (а заявление в генпрокуратуру подал глава немецкой контрразведки – Федеральной службы защиты конституции – Ханс-Георг Маассен), означает, что сайт, опубликовав выдержки из секретных бумаг его спецслужбы, выдал некую государственную тайну.

В-третьих, и это самое главное, министр юстиции ФРГ Хайко Маас неожиданно занял сторону журналистов и отправил в отставку генерального прокурора страны Харальда Ранге, поскольку в Германии прокуратура подведомственна министерству юстиции.

История началась еще весной. Небольшое, но достаточно известное интернет-издание, в редакции которого трудятся три штатных работника и около 30 фрилансеров, специализируется на публикациях различных журналистских расследований. Издание небогатое, существует на доходы от рекламы и пожертвования поклонников острых публикаций. Своего рода маленький немецкий Wikileаks.

Кстати, сайт уже давно раскручивает дело о соучастии немецких спецслужб в прослушке телефонов высокопоставленных немецких политиков и шпионаже, которым занималось на территории страны Агентство национальной безопасности США. Вот почему, по всей видимости, эти самые спецслужбы и попытались наказать сующих нос не в свои дела журналистов.

Поводом для показательной порки стали две публикации, появившиеся на сайте в апреле. Материалы касались планов Федерального ведомства по охране конституции (так официально называется немецкая контрразведка) по увеличению контроля над Интернетом и соцсетями.

Статьи основывались на секретном докладе контрразведчиков, направленном бюджетному комитету бундестага, чтобы увеличить финансирование для расширения надзора за онлайн-ресурсами. Также в докладе обосновывалась необходимость субсидировать создание спецподразделения в структуре контрразведки, которое должно отслеживать и анализировать информацию о радикально настроенных гражданах страны, «активничающих» в Интернете и соцсетях, в частности в Facebook.

Глава немецких контрразведчиков расценил эти публикации, а также отказ журналистов выдать имя своего осведомителя как разглашение гостайны, измену родине и обратился в федеральную прокуратуру. Та, естественно, поддержала своих коллег-«силовиков» и в мае начала официальное расследование против двух журналистов — авторов статей. Поскольку в Германии статья «измена родине» подразумевает уголовное преследование не только за незаконную передачу секретных сведений кому-либо, но и за их обнародование, журналистам грозил срок до 15 лет.

Сведения о прокурорском расследовании проникли в СМИ в начале июля. Надо отдать должное корпоративной солидарности немецких журналистов. Они дружно, несмотря на политическую ориентацию, поднялись на защиту своих коллег и дружно оценили расследование прокуратуры как покушение на свободу информации, попытку запугать журналистов и заставить их наложить табу на определенные темы. Более того, ряд изданий высказал мнение, что за преследованием журналистов скрывается стремление немецких «силовиков» выйти из-под контроля общества.

Поддержали журналистское сообщество и некоторые влиятельные политики. Так, заместитель председателя оппозиционной СДПГ Рольф Штегнер эмоционально написал в своем «Твиттере»: «Свободная журналистика – это часть силы нашей демократии. Обвинение в измене родины – не от мира сего. Совершенно неправильно!». А лидер правящей Свободной демократической партии Кристиан Линдер в свою очередь заявил: «Свобода СМИ – величайшее благо, и она находится в опасности».

В противостоянии прессы и «силовиков» первыми не выдержали «силовики». Министерство юстиции объявило, что оно отзывает экспертизу крамольных статей, уже начатую прокуратурой, и будет проводить собственный анализ. А он достаточно быстро показал, что тексты, опубликованные на сайте, никак не нарушили федеральный закон о гостайне.

Журналистам вольно или невольно, но помог и генпрокурор Харальд Ранге, заявивший, что министр юстиции (напомним, что тот является его начальником) неправомерно вмешивался в дела следствия и тем самым подрывал независимость судебной власти.

Ответ начальника был прогнозируем – он обвинил генпрокурора в «неприемлемых высказываниях и действиях» и уволил его по известной россиянам «лужковской статье» – «за потерю доверия».

Примечательно, что Ангела Меркель, сохранявшая все время, пока разгоралась схватка между представителями свободы слова и государственной тайны, сохраняла олимпийское спокойствие. Однако после того, как было объявлено об отставке генпрокурора Ранге, она устами своей пресс-службы заявила, что министр юстиции пользуется ее полной поддержкой в данном вопросе.

При всем при этом забавно, что немецкие контрразведчики в лице федерального ведомства по охране конституции, которые, собственно говоря, и заварили всю эту кашу, остались в стороне от последствий разразившегося скандала.

Кстати сказать, тот самый скандал 1962 года, в котором в последний раз власти обвиняли журналистов в госизмене, в конечном итоге, когда обвинения не подтвердились, привел к отставке министра обороны ФРГ Франца-Йозефа Штрауса, а чуть позже, как считают аналитики, и канцлера Конрада Аденауэра.

Нынешний скандал привел к отставке только генпрокурора страны. Не тот резонанс, конечно, но тоже немалый.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (5523) от 17.08.2015.


Комментарии