Иран - США: атомная борьба на политическом поле

Прошедшая неделя принесла очередное обострение в отношениях между Вашингтоном и Тегераном, пока вроде бы чисто словесное. «Закоперщиком» обострения, как обычно, выступили официальные американские лица.

Иран - США: атомная борьба на политическом поле | Иллюстрация Paul-Stringer/shutterstock.com

Иллюстрация Paul-Stringer/shutterstock.com

Страны - члены ООН должны поддержать США в вопросе восстановления санкций против Ирана, заявил заместитель постпреда США при всемирной организации Джонатан Коэн, выступая на заседании Совбеза 27 июня. «Когда мы имеем дело со страной, которая постоянно нарушает резолюции СБ ООН, крайне важно, чтобы мы добились значимых последствий для нее», - сказал Коэн. Дипломат подчеркнул: «Именно поэтому мы призываем членов нынешнего совета присоединиться к нам в вопросе санкций, направленных против пагубного поведения Ирана в регионе». Он сослался на доклад генсека ООН, зачитанный на заседании, отметив, что этот документ «свидетельствует о том, что Иран продолжает дестабилизировать регион посредством поддержки террористических группировок», а также на то, что Тегеран поставляет йеменским повстанцам компоненты ракет, которыми они ведут обстрелы территории Саудовской Аравии.

Следует отметить, что ранее постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что содержащиеся в новом докладе генсека ООН ссылки на непроверенную информацию о выполнении Ираном СВПД являются злонамеренной попыткой сформировать негативный фон вокруг Тегерана. Характерно, что даже постпред ЕС при ООН Жоао Вале де Алмейда в своем выступлении на заседании раскритиковал предложение американцев: «Демонтаж ядерной сделки, которая работает, поставит нас в не лучшее положение при обсуждении других вопросов. Провал этого главного достижения будет означать большой шаг назад для региона, для режима нераспространения и для нашей общей безопасности, это потенциально может вызвать серьезные последствия», - заявил он.

Естественно, после заявления официальных лиц США не могла пройти мимо него иранская сторона. Лидер исламской республики Хасан Роухани, выступая по национальному телевидению и комментируя непростую экономическую ситуацию в стране, впрямую связал ее с политикой Вашингтона. «Никоим образом мы не будем капитулировать перед США и сохраним историческое национальное величие, а сами в этой волевой борьбе поставим США на колени», - цитирует выступление Роухани РИА «Новости».

Как известно, Тегеран уже неоднократно грозил, что может вернуться к масштабам обогащения урана, зафиксированным до 2015 года. Так, 27 июня Организация по атомной энергии Ирана заявила, что ранее закрытые мощности по производству сырья для атомных центрифуг в Исфахане возобновили производство уранового концентрата, так называемого желтого кека, используемого в атомной промышленности. Правда, аналитики не видят в этом прямой угрозы США. По мнению политолога и востоковеда Саида Гафурова, за заявлениями и жестами Тегерана о возобновлении ядерной программы скорее стоит намерение использовать этот вопрос как средство давления в переговорах по будущему СВПД, чем реальные планы начать разработку ядерного оружия, которых так опасаются в США. «Скорее речь идет об обогащении урана в мирных целях. Иранцы могли бы получить атомную бомбу, но это слишком дорогое удовольствие, - отмечает эксперт. - Они пугают, показывая, что раз США нарушают СВПД, так и они могут нарушить».

А вот эксперт Центра геополитических экспертиз Леонид Савин, соглашаясь в целом с мнением о том, что Тегеран больше пугает Вашингтон, чем готовится перейти к решительным мерам, видит в этом другую, скорее идеологическую причину. «Тот факт, что верховный лидер Али Хаменеи неоднократно говорил о возвращении к ядерной программе, делает вероятность выхода Ирана из СВПД весьма высокой. Однако это не будет означать, что Тегеран начнет строить атомную бомбу. По всем издававшимся ранее фетвам (обязательным для исполнения указам верховного лидера), исламской республике запрещено иметь ядерное оружие. Это их моральный императив», - утверждает эксперт.

Другой точки зрения придерживается специалист по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов. Он полагает, что, несмотря на развернувшуюся жесткую риторику с обеих сторон, диалог между Вашингтоном и Тегераном возможен. «Полемика между США и Ираном - это обычная практика, особенно после того, как американцы заявили, что они выходят из ядерной сделки, и призвали своих союзников выйти из этого проекта. Естественно, Иран был против. И теперь идет словесная война. То, что сейчас заявляет руководство Ирана в адрес США, - отражение того, что диалог не получается, и Иран ищет новые подходы на основе своего былого имперского величия», - констатирует Станислав Тарасов. По его мнению, страны придут к прямым переговорам. «У Ирана и США есть публичная и непубличная политика. Я думаю, что это притирка друг к другу, определение позиций, повышение ставок перед какими-то переговорами. Переговоры, видимо, состоятся в той или иной форме, потому что США сами выдвигают свои условия, говорят, что диалог возможен, причем без посредников. Так что события могут развиваться по самому невероятному сценарию. Сейчас они выглядят именно так, как обозначает их руководство Ирана, но завтра все может быть иначе», - считает политолог.

Материал был опубликован в газете под № 117 (6226) от 03.07.2018 под заголовком «Поставить США на колени».

#политика #Иран #США #атомная энергетика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6226) от 03.07.2018.


Комментарии