Пощечина Эрдогану или прагматичное решение?

В последнее время отношения Анкары со своими ключевыми международными партнерами складывались, мягко говоря, непросто. Отношения Турции с Россией пошли наперекосяк после того, как ее военные сбили российский самолет, который якобы нарушил их воздушное пространство. Анкара высказала недовольство тем, что Вашингтон в борьбе с ДАИШ (организация, запрещенная в РФ), решил поддержать сирийских курдов – это не понравилось за океаном. И вот теперь немцы присоединились к французам и еще более 20 государствам, признавшим геноцидом убийства турками армян сто лет назад.

Пощечина Эрдогану или прагматичное решение? | Иллюстрация Mikhail Starodubov/shutterstock.com

Иллюстрация Mikhail Starodubov/shutterstock.com

Причем депутаты бундестага приняли такое решение в самое политически неудобное время, когда канцлер Германии Ангела Меркель попыталась сделать ставку на Турцию в решении проблемы беженцев в ЕС и, таким образом, фактически стала зависима от Анкары. Еще более удивительным был другой факт: немецкие парламентарии сделали это фактически единогласно, невзирая на все их политические разногласия. А инициатором рассмотрения резолюции по геноциду армян стал лидер партии «зеленых» Джем Оздемир, имеющий турецкие корни.

Такой «удар в спину» стратегическому партнеру вызвал весьма прогнозируемую негативную ответную реакцию Анкары. Сначала турки отозвали своего посла в Берлине для консультаций. Потом стали говорить. Отметились почти все ключевые политики. Самым «мягким» было высказывание нового премьер-министра страны Бинали Йылдырыма, который выразил мнение, что в итогах голосования в бундестаге «виновато армянское расистское лобби».

Президент страны Реджеп Эрдоган угрожающе заявил, что данный шаг Берлина «серьезно отразится на отношениях двух стран». Глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу в своем Twitter недвусмысленно намекнул, что «очернять историю других стран – это не способ прикрыть черные страницы своей истории». Наконец, министр юстиции Бекир Боздаг, похоже, «раскрыл скобки» своего слишком дипломатичного коллеги, впрямую заявив, что Германия не вправе издавать резолюцию о признании геноцида армян после уничтожения ею миллионов евреев.

Справедливости ради отметим, что Германия за свои преступления во времена гитлеризма уже понесла заслуженное наказание и покаялась за них неоднократно. А вот Турция не хочет признать преступления Османской империи столетней давности.

Характерно, что немецкий парламент в своей резолюции с весьма говорящим названием «Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад» признал и косвенную вину тогдашних немецких властей. Они выступали в коалиции с турками и знали о геноциде, но ничего не сделали, чтобы его остановить.

Современные политики нередко используют исторические факты в своих интересах. Можно ли это считать нормальным и политически обоснованным их приемом?

С одной стороны, вряд ли парламенту одной страны стоит определять, что есть историческая правда, применительно к стране другой. И потому психологически понятно, что правительство Анкары чувствует ущемление своей национальной гордости и считает это вмешательством в дела Турции.

С другой стороны, документ, принятый немцами, очень мягкий. Наряду с признанием геноцида армянского народа турками депутаты признают и косвенную вину тогдашнего германского режима. То есть этот документ является фактическим покаянием одного из участников исторических событий столетней давности.

Конечно, помимо благородных порывов немецких депутатов официальным Берлином в нынешней ситуации явно преследуются и прагматичные политические цели. И главная из них – «укоротить» стремление турецкой стороны выжать все для себя из нынешних проблем Евросоюза. Принятию «армянской резолюции» предшествовали информационные скандалы вокруг дела немецкого телесатирика Яна Бемерана с его стихами об Эрдогане, отставка «проевропейского» премьера Турции Ахмета Давутоглу, решение турецкого парламента о лишении депутатской неприкосновенности большой группы оппозиционных депутатов.

Кстати, первыми отреагировали на слишком уж напористое поведение Анкары депутаты Европарламента. В начале мая они решили приостановить работу над введением безвизового режима с Турцией в связи с тем, что турки демонстративно не собираются выполнять некоторые положения договора, касающиеся демократизации режима, изменения местного законодательства по отношению к прессе и оппозиции. На это Эрдоган в достаточно грубой форме сказал, что не позволит вмешиваться во внутренние дела страны, и пообещал «прислать в Европу еще беженцев».

Кстати сказать, «армянская резолюция», принятая бундестагом, вполне согласовывается с общим настроением общественного мнения в Германии. На сегодня оно демонстрирует серьезный антитурецкий настрой, подогреваемый миграционным кризисом. Так, апрельский опрос общественного мнения, проведенный в стране, показал, что 68% немцев выступают против членства в ЕС, а 79% полагают, что Турции «нельзя доверять».

Конечно, резолюция неудобна для правительства Ангелы Меркель, которой очень важно соглашение ЕС по беженцам с Турцией. Недаром ни она, ни ее ключевые министры не принимали участия в процедуре слушания и голосования, а после принятия документа канцлер была вынуждена заявить, что, несмотря на решение парламента, отношения с Турцией «остаются стратегическими».

Тем не менее, думается, ничего особо страшного в отношениях между Германией и Турцией, Турцией и Евросоюзом не произойдет. Пока что Анкара реагирует на принятие резолюции точно так же, как в подобных случаях при признании геноцида армян в других странах. Это обыкновенные «шум и ярость», за которыми никогда не следовали решительные действия.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (5716) от 06.06.2016.


Комментарии