Полцарства за пролив

Саудовская Аравия гораздо быстрее сколотила коалицию против йеменских шиитов, чем Соединенные Штаты собирали ее против ИГИЛ в Ираке. Парадокс в том, что мишенью ближневосточных партнеров США стала та сила, которая в Йемене противостоит пресловутой «Аль-Каиде».

Полцарства за пролив | ФОТО Cool-Vector-Make/shutterstock.com

ФОТО Cool-Vector-Make/shutterstock.com

Шииты, составляющие треть населения Йемена, проживают в основном на севере страны. Йеменский север получил независимость на пару десятилетий раньше юга. Шиитом является и бывший президент страны Али Салех, возглавлявший смешанную по религиозному составу правящую партию Всенародный конгресс (ВНК). В 1990-х шииты вместе с Салехом выступили главной объединительной силой севера и юга.

Сугубо шиитской партии «Ансар Алла», приверженцев которой называют по имени их лидера хуситами, не всегда было по пути с ВНК. И когда стараниями саудовских ваххабитов на юге Йемена появилась «Аль-Каида», Салех время от времени не гнушался ее помощью в спорах с единоверцами. В 2001 году США развернули масштабную борьбу с «Аль-Каидой». А заодно разместили в Йемене и Эритрее, по обе стороны Баб-эль-Мандебского пролива, свои военные базы. Таким образом, под контролем американцев оказался самый узкий участок морского пути, по которому шли танкеры с нефтью и сжиженным газом аравийских монархий. Одновременно Соединенные Штаты гарантировали, что ни одно судно из Ирана (против которого США ввели санкции в 1995 году) через этот пролив не пройдет.

Хотел или не хотел шиитский Иран поддержать йеменских единоверцев, но его корабли без разрешения США могли бы доплыть лишь до суннитского юга Йемена. За это время там помимо «Аль-Каиды» появилось множество радикальных суннитских группировок. В 2010-м, за год до начала «арабской весны», хуситы впервые восстали против Салеха. А в 2011-м против него и ВНК выступили и суннитские радикалы, в том числе спонсируемые Катаром «Братья мусульмане». Йеменским филиалом «братьев» стала партия «Ислах». В ту пору Салех, раненный исламистами, при содействии Эр-Рияда был вынужден подписать соглашение, согласно которому ВНК и «Ислах» разделили власть. Председательство в ВНК и президентское кресло он оставил своему заместителю Мансуру Хади.

Несмотря на то что Хади суннит, хуситы все же рассчитывали на соглашение с новым президентом и двухпартийным правительством. Когда в прошлом году истек срок полномочий Хади, они согласились подождать, пока ВНК и «Ислах» наконец напишут новую конституцию. При этом максимальный компромисс, на который могли согласиться и северяне-шииты, и южане-сунниты, состоял в разделе страны вновь на север и юг. Однако слабый Хади договорился с «Ислах» до разделения Йемена аж на 6 федераций, и ни одну из них шиитам возглавить не удалось бы. Когда же Хади попытался пойти на уступки хуситам, правительство, в котором «Ислах» имел перевес, демонстративно отправилось в отставку. Вскоре об отставке заявил и сам Хади.

Его отставка была совершенно невыгодна хуситам. Они вполне отдавали себе отчет в необходимости соглашения, которое было бы признано внутри и за пределами страны, и не помышляли о том, что шиитское правительство может управлять всем Йеменом. Поэтому, посадив под домашний арест капитулировавших президента и министров, они начали переговоры с южанами о совместном переходном органе власти.

На тот момент ни США, ни Саудовская Аравия не объявляли из-за этого войны хуситам, а лишь просили их не предпринимать односторонних действий и отпустить пленников. Пленников отпустили, после чего Хади, а также иностранные посольства перебрались в южную йеменскую столицу Аден. И долго еще никто не спешил спасать Хади, жаловавшегося во все мировые инстанции, что его якобы отстранили от власти.

Формальным поводом для войны стало возложение на хуситов вины за две ракеты, выпущенные йеменскими истребителями по резиденции Хади в Адене 17 марта. Однако на следующий день Хади сам заявил о том, что эта бомбардировка – «неудачная попытка переворота, устроенная бывшими чиновниками». Кого он имел в виду – сторонников бывшего президента Салеха или южан-сепаратистов? Во всяком случае не хуситов, которых в чиновники не пускали и при Салехе. Примечательно, что Саудовская Аравия также воздерживалась от обвинения хуситов в данном инциденте вплоть до 23 марта, пока Хади не бежал из Адена (хотя итог борьбы за этот город не был окончательно предрешен).

Саудовские ВВС начали бомбить Йемен 26 марта – в день открытия решающего раунда переговоров по ядерной программе Ирана. Случайно ли? Для Барака Обамы решение иранской проблемы едва ли не первая по значимости победа на фоне прочих глобальных неудач за все время его президентства. А вот для Саудовской Аравии и Израиля реабилитация Ирана и возможное усиление роли этой страны в регионе – едва ли не катастрофа. Эти «заклятые» враги оказались братьями по несчастью. И теперь им одинаково выгодно выставить Тегеран виновником «йеменского переворота».

Была ли у Ирана возможность добраться до йеменских шиитов? Разве что с разрешения США. Или же в период с 24 по 26 марта. Вечером 23 марта американские военные, бросив беспилотники и прочую военную технику, покинули Йемен. У них, впрочем, осталась база по ту сторону Баб-эль-Мандебского пролива – в Эритрее.

Днем 27 марта израильские СМИ со ссылкой на саудовскую разведку раздули страшилку о том, что йеменские хуситы вот-вот перекроют Баб-эль-Мандеб. И его действительно в тот же день перекрыли. Но не хуситы, а ВМС Саудовской Аравии и Египта.

Сейчас высказывается много сомнений, в том числе с трибуны ООН, относительно шансов саудовской коалиции отвоевать у хуситов северные высокогорные районы, куда на танках не проедешь. Эр-Рияд пока что может полагаться в качестве реальной наземной силы в Йемене только на доморощенную «Аль-Каиду» и связанные с ней группировки. На словах саудиты обещают «восстановить законность» в Йемене. Но верят ли они сами в эти декларации? И так ли им нужно воевать до победного конца, если проще и выгоднее, не признавая легитимности хуситов и обвиняя их в «перевороте», сохранять флот у йеменских берегов и держать руку на пульсе такой артерии, как Баб-эль-Мандеб?

Еще в январе нынешнего года американские СМИ предвещали скорое и неизбежное примирение Саудовской Аравии и Израиля с Ираном. Однако в конце января умер саудовский король Абдалла, а у нового короля Салмана, судя по всему, оказалось на этот счет иное мнение. Американские и саудовские элиты увязли с тех пор во взаимных интригах, а расплачиваться кровью, как и в «арабскую весну», приходится народу Йемена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (5436) от 10.04.2015.


Комментарии