Под душем «автомойки»

В прошедшую пятницу правоохранительные органы страны в рамках масштабного антикоррупционного расследования, получившего название «Автомойка», нагрянули в дом бывшего главы государства Лулы да Силвы. В спецоперации приняли участие до 200 сотрудников спецслужб, в том числе несколько десятков автоматчиков. Последующее задержание экс-президента для проведения трехчасового допроса, а также обыски, проведенные полицией в домах детей, супруги Лулы и в институте, который он сегодня возглавляет, невольно всколыхнули всю страну и стали центральным событием, показанным всеми мировыми СМИ в этот день из Бразилии.

Под душем «автомойки» | ФОТО dmitry–islentev/shutterstock.com

ФОТО dmitry–islentev/shutterstock.com

Антикоррупционное расследование, проводимое полицией, длится в стране уже ровно два года. Оно касается противоправной деятельности ряда высокопоставленных чиновников, депутатов, высших партийных деятелей, связанной с фактами коррупции в крупнейшей государственной нефтяной компании «Петробрас». В рамках дела были арестованы более сотни его фигурантов, в том числе из руководства компании.

Как считают следователи, на откатах, взятках и операциях по отмыванию денег руководство «Петробрас» получило не менее 3,8 млрд долларов, которые потом частично были распределены между членами правительства, парламентариями и партийными боссами, обеспечивавшими политическое прикрытие преступных схем. В основном дела касались функционеров и влиятельных лиц, поддерживающих правящую в стране Рабочую партию, но не только. Так, в прошлом году обвинения были предъявлены еще одному экс-президенту Бразилии – Фернанду Колору ди Мелу, который занимал этот пост в 1990 – 1992 годах.

К самому Луле да Силве претензии возникли в последнюю очередь, прокуратура Бразилии начала расследование в отношении его только за четыре дня до задержания и вызова на допрос. Но, видимо, этих дней ей хватило, чтобы начать массовую операцию против экс-президента и, кстати, до сих пор самого популярного политика в стране. Следствие подозревает, что строительные компании, получавшие подряды от «Петробраса», могли помогать в строительстве ранчо и квартиры на побережье для Лулы. Но это самое незначительное прегрешение 70-летнего экс-президента. Основное обвинение, выдвинутое следствием, связано с благотворительным фондом «Институт Лулы», который в рамках коррупционных схем получил около 8 млн долларов в качестве пожертвований. Прокуратура выяснила, что большую часть этой суммы фонд получил от пяти крупных бизнесменов, уже «засветившихся» ранее в «Автомойке». Немалая доля средств, полученных преступным путем, предположительно была использована для финансирования избирательных кампаний.

Следует отметить, что осенью прошлого года специальная комиссия парламента уже проверяла деятельность экс-президента и не нашла никаких доказательств причастности Лулы к коррупции.

После трехчасового допроса в минувшую пятницу Силва был отпущен, следователи отметили, что на данном этапе у них нет достаточных оснований для его ареста. Правда, прокурор Бразилии еще раз подтвердил, что гипотеза о причастности семьи бывшего президента к получению денег «без легального обоснования» будет рассматриваться следствием дальше.

Сам экс-президент заявил журналистам, что все обвинения, выдвинутые против него, не имеют никаких оснований и что он приложит все силы, чтобы снять с себя подозрения в причастности к коррупционным схемам. В специальном заявлении фонда Лулы действия правоохранительных органов характеризуются как «оскорбления страны и верховенства закона». Естественно, не осталась в стороне от скандала и Рабочая партия Бразилии, назвавшая проведенную операцию «политическим спектаклем».

Но самую большую моральную помощь Лула получил от действующего президента страны Дилмы Русефф. Она лично на следующий день после полицейской операции посетила в Сан-Паулу дом своего друга и предшественника на посту главы государства и выразила ему поддержку перед лицом выдвинутых обвинений.

Пикантность ситуации заключается в том, что госпожа Русефф, до того как стала в 2005 году главой администрации президента Лулы да Силвы, а потом в 2011 году сменила Лулу на высшем государственном посту, несколько лет возглавляла совет директоров «Петробраса» и, вольно или невольно, если следовать логике следствия, не знала или же закрывала глаза на происходящее, что говорит как минимум о ее халатности.

Впрочем, нельзя исключить, что активизация бразильских правоохранительных органов весьма изрядно подогревается политическими причинами.

Лула да Силва и Дилма Русефф являются наиболее яркими представителями руководителей «левой волны», пришедших к власти в большинстве стран Латинской Америки. Их внутреннюю политику характеризовала ярко выраженная социальная направленность, опора не на трансатлантические корпорации, а на местный капитал. Внешнюю – попытка выйти из-под американского влияния, неприятие однополюсного мира, участие в альтернативных Западу международных союзах. Левые много сделали за последнее десятилетие, находясь у власти, для жизни простых людей у себя в стране и повышения авторитета своих стран за рубежом. В том числе и правительства, возглавляемые поочередно Силвой и Русефф.

Однако сейчас экономический кризис (а больше всего падение цен на нефть) больнее всего ударил по ресурсодобывающим странам, в том числе и по Бразилии, экономическое положение которой в последние год-два резко ухудшилось, вследствие чего, естественно, меняется и отношение электората к действующей власти.

Попытаться использовать сложившуюся ситуацию правой оппозицией, поддерживаемой Западом, причем разными способами, типичное явление нынешней политической жизни. Самое простое – дискредитировать популярных лидеров путем обвинения их в коррупции.

Некоторое время назад Лула да Силва заявил, что готов баллотироваться в президенты, выборы которого должны состояться через два года. Как известно, Русефф, по закону, уже не имеет права избираться в третий раз, и сам экс-президент хотел бы, чтобы от левых сил баллотировался кто-то другой, а не он. Однако, по его словам, если он увидит, что социальным завоеваниям, достигнутым в последние годы, будет грозить опасность ликвидации – «я выставлю свою кандидатуру».

Вскоре после этого заявления полиция резко активизировала свою деятельность в рамках операции «Автомойка». Параллельно оппозиционные депутаты парламента попытались возбудить импичмент против Дилмы Русефф, причем не из-за подозрений в коррупции, а из-за якобы имевшихся нарушений в распределении бюджетных средств. Сама процедура была начата с нарушением, и спустя несколько дней верховный суд приостановил ее рассмотрение в парламенте. Русефф назвала ее посягательством на государственный переворот, поскольку попытка ее смещения не имеет под собой никаких оснований.

Очень похоже, что развернутая в Бразилии борьба против левой власти не столько связана с поисками справедливости, сколько является проявлением политической борьбы внутри страны, а также стремлением в целом ряде стран Латинской Америки убрать левый тренд, который доминировал в регионе последние годы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5656) от 09.03.2016.


Комментарии