Почему в Латвии так боятся говорить на русском

Рига очень ярко, по-современному и по-общеевропейски, отметила свое председательство в ЕС, начавшееся с января. Центр госязыка Латвии выпустил обращение к жителям, и прежде всего к чиновникам страны, согласно которому с нового года и тем и другим лучше разговаривать на рабочих местах только на латышском языке.

Почему в Латвии так боятся говорить на русском |

«Недопустимо, чтобы работники, выполняя служебные и профессиональные обязанности, общались между собой на иностранном языке» – вот ключевая мысль данного обращения. Конечно, это очень хорошо, что закон о госязыке пока не распространяется на неофициальное общение жителей Латвии, например, в магазинах, на рынках или в общественных банях.

Правда, представитель пресловутого центра Сармите Павулена дополнительно пояснила, что общение работников общественного транспорта, больниц и поликлиник, офисов и учреждений происходит с пассажирами, больными и посетителями, и такое общение тоже следует считать официальным, а значит, оно должно осуществляться на латышском языке. Не говоря уж о том, если контакт работников между собой или с клиентами происходит в государственных учреждениях страны, например, в пенсионном фонде, полиции, местной администрации – здесь разговаривать предлагается только по-латышски.

Хоть стой, хоть падай! Но такова реальность страны, ставшей председателем Евросоюза. Кстати, эта история в том же Брюсселе никого не взволновала. Никто из высокопоставленных чиновников ЕС нашу бывшую советскую республику даже не пожурил, а не то чтобы наказал. Таковы ныне правила игры в общеевропейском доме.

По мысли авторов обращения, Латвия – единственное место в мире, где может быть гарантировано существование и развитие латышского языка, а сужение сферы использования его как государственного на территории страны следует считать угрозой для его статуса.

Интересно обоснование, которое заставило Центр государственного языка Латвии выпустить данное обращение. Оказывается, из всех уголков страны в центр стали поступать сигналы озабоченных латышских граждан, в которых они жаловались на то, что «на предприятиях, где работники выполняют свои служебные обязанности в присутствии других людей, например, в магазинах, общественном транспорте, офисах и других учреждениях, они общаются между собой на иностранном, чаще всего русском, языке». Вот и получается, что данный документ, как и в советские времена, появился в независимой Латвии «по просьбам трудящихся».

Характерно, что местные аналитики обратили внимание, что документ, появившийся на прошлой неделе, не отличается четкостью своих формулировок. Скажем, с одной стороны, в нем говорится, что в рабочее время все разговоры должны вестись на государственном языке. Но при этом есть оговорка: люди имеют право переговариваться по-русски, но только так, чтобы их никто не слышал (?!).

Следует заметить, что современная Латвия весьма необычное государство, где из двух миллионов населения около 40% являются русскоязычными. Две трети жителей столицы республики Риги разговаривают на русском, больше половины второго по величине города Латвии – Даугавпилса также считают своим родным языком русский.

Конечно, можно сказать, что документ, вышедший из недр центра госязыка, является всего лишь призывом-обращением к жителям страны. Но скорее всего, это пробный шар, который власти забросили в общество, чтобы понять степень антироссийских настроений, а также некий знак руководству Евросоюза, что Латвия правильно понимает остроту момента и готова, как может, идти в русле нынешней антироссийской политики.

Кстати, неделей раньше на этой же антироссийской ниве отличилась другая властная структура прибалтийской страны – полиция безопасности. Ее начальник выступил с официальным заявлением, что православная церковь Латвии – это фактически агент Кремля, «который распространяет среди православных влияние, соответствующее внешней политике Москвы».


МЕЖДУ ТЕМ

В минувший понедельник стало известно, что Латвия за неделю до начала отменила выставку в Париже об узниках концлагеря Саласпилс. Решение было принято постпредством Латвии после консультаций с МИД. О причинах такого решения не сообщается. Официального комментария латвийской стороны тоже пока не последовало.

По словам организаторов, латвийские власти отменили выставку из-за того, что «экспозиция о детях-рабах, ставших потом «негражданами» в современной Латвии, вредит имиджу страны в период ее председательства в ЕС».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5381) от 21.01.2015.


Комментарии