Почему устоял Нетаньяху

17 марта в Израиле состоялись парламентские выборы. Как обычно, после выборов начались переговоры о создании коалиционного правительства. Скорее всего, новый кабинет вновь возглавит Биньямин Нетаньяху.

 Почему устоял Нетаньяху | ФОТО Niyazz/shutterstock.com

ФОТО Niyazz/shutterstock.com

Драматичные выборы

Специалисты, занимающиеся современным Израилем, почти в унисон говорят о том, что завершившаяся предвыборная кампания была одной из самых острых и драматичных в современной истории этого государства. Никто из политологов не мог до самого конца точно предсказать результаты выборов, где основными конкурентами выступили Консервативная партия действующего премьер-министра Нетаньяху и левоцентристский блок «Сионистский лагерь», ведущей силой которого выступала партия труда «Авода».

Неопределенность ситуации во многом была связана с неоднозначными результатами социально-экономического развития страны при Нетаньяху, занимающего пост премьера с 2009 года. Для тех, кто первый раз приезжает в Израиль, эта ближневосточная страна предстает государством с очень высоким уровнем и качеством жизни, а также уровнем новейших технологий. В Израиле очень небольшая, по меркам Европы, безработица, а ежегодный экономический рост с 2011 г. стабильно держится на уровне 3 – 4%.

Но это одна сторона медали. Другая же заключается в том, что в последнее время различные товары и продукты в Израиле заметно подорожали, на 17% возросли цены на недвижимость, провалилась амбициозная правительственная программа по обеспечению жильем молодых семей, повысились налоги. Правая, ориентированная на поддержание свободного рынка внутренняя политика Нетаньяху лишь усилила социальное неравенство в израильском обществе. По мнению экономиста Бориса Дубсона, в стране существует огромный контраст между наиболее богатыми и самыми бедными слоями: в благополучном Израиле в состоянии бедности живет четверть населения.

Однако, несмотря на то что левоцентристский «Сионистский блок» сумел заметно улучшить свои показатели, набрав почти 19% голосов, он все же явно уступил первое место партии власти, то есть «Ликуду» (23,4% голосов и 30 мандатов в 120-местном парламенте). Теперь Биньямин Нетаньяху, скорее всего, предстоит сформировать правительственную коалицию, и она наверняка будет еще в большей степени смещена вправо, чем действовавший до выборов кабинет.

«Ликуду» и его лидеру удалось мобилизовать консервативный электорат, используя прежде всего тему безопасности, антитеррористическую и антипалестинскую риторику. С другой стороны, одним из реальных победителей выборов вышел и созданный арабскими партиями Израиля Совместный список: впервые в истории Израиля блок арабских партий занял общее третье место, проведя в кнессет 13 депутатов.


Как голосовали «наши»?

Достаточно весомым влиянием в современном Израиле пользуются, как известно, репатрианты из стран, в прошлом составлявших СССР. Незадолго до выборов в кнессет израильский Институт общественных отношений провел репрезентативный опрос русскоязычного населения. Результаты этого опроса подтвердили, что русскоязычные израильтяне по-прежнему остаются важной электоральной базой для партий консервативной, хотя и светской ориентации.

Более половины респондентов определили себя как лица правых убеждений, тогда как центристами назвали себя 23%, а левыми – всего 10%. Так что совершенно естественно, что те, кого называют в Израиле «русскими», и на только что состоявшихся выборах отдали предпочтение партиям прежде всего партии «Наш дом – Израиль» (29% поддержки у русскоязычных граждан страны) и «Ликуду» (22%).

Не стоит, однако, чересчур преувеличивать влияние «русской улицы» в Израиле. Сегодня из 5,2 млн постоянно проживающих в стране граждан лишь 860 тысяч статистика относит к русскоязычным. Так что знаменитая фраза Высоцкого «ведь там на четверть бывший наш народ» не совсем соответствует действительности.


Осажденная крепость

Внешняя политика действующего правительства подчас представляет Израиль в виде осажденной крепости. Здесь в основе государственного похода лежит обеспечение безопасности страны и граждан любой ценой.

Нетаньяху проводил последовательную и жесткую политику на палестинском направлении, о чем свидетельствует несколько атак против управляемого хамасовцами сектора Газа. Власти Израиля как могут тормозят процесс становления палестинской государственности.

События «Арабской весны» обернулись головной болью для израильского руководства, ведь они подтолкнули развитие в разных странах региона радикального исламизма – злейшего врага Израиля. Пусть временный, но приход «братьев-мусульман» к власти в Египте, распространение «Исламского государства» на Среднем Востоке, победа шиитских племен в Йемене – эти и другие события очень беспокоят израильских политиков и военных.

Впрочем, на «Большом Ближнем Востоке» у Израиля нет настоящих союзников. Тель-Авив не только опасается исламистской угрозы, он, что называется, на ножах с режимом Асада-младшего в Дамаске, как и с «нефтяными» монархиями Персидского залива. В последние годы заметно ухудшились отношения Израиля и с возглавляемой исламо-консерваторами Турцией.

Но, пожалуй, если не брать в расчет исламо-экстремистские «неправительственные организации», самой большой проблемой для нынешних властей Израиля является Иран, прежде всего его ядерная программа. Нетаньяху не раз заявлял, что «Иран представляет тяжелейшую угрозу нашему существованию со времен войны за независимость», а борьба с исламской республикой есть противостояние цивилизации и варварства.

Именно с подобными тезисами израильский премьер обратился недавно к американским конгрессменам, активно призывая законодателей США совместно противостоять угрозе «ядерного Ирана». Как считает петербургский специалист по Израилю кандидат исторических наук Евгений Стерин, «последним индикатором охлаждения американо-израильских отношений является третье по счету выступление Нетаньяху в конгрессе, где он открыто выступил против продвигаемого Бараком Обамой соглашения с Ираном».


Нейтралитет и посредничество

Как отмечает доцент СПбГУ Александр Сотниченко, сам недавно работавший в посольстве РФ в Тель-Авиве, «российско-израильские отношения мало зависят от выборов, поскольку для Израиля вопросы внешней политики всегда стояли на втором плане». И тем не менее израильское государство дорожит этими отношениями.

С каждым годом размер двухстороннего товарооборота между РФ и Израилем продолжает расти, достигнув к 2013 году предела 3 млрд долларов. В российском экспорте выделяются необработанные бриллианты и драгоценные металлы (они в совокупности составляют около 70% нашего экспорта), цветные и черные металлы. А из Израиля в Россию поступают товары высокой технологии, машинное оборудование, овощи и фрукты, фармацевтическая продукция.

Разумеется, не по всем вопросам мировой политики наши страны имеют общую точку зрения. Тут можно лишь упомянуть о ближневосточном конфликте. Но, являясь стратегическим союзником Соединенных Штатов, Израиль не желает сегодня портить отношения с Москвой, считая, к слову, что России принадлежит важное место в глобальном противостоянии мировому терроризму. Преподаватель Иерусалимского университета Алек Эпштейн полагает, что эта политика Израиля является «одной из причин нынешнего кризиса в израильско-американских отношениях».

В новейшей истории не раз случалось, что при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН по тем или иным вопросам (например, по антикубинским резолюциям) Вашингтон оставался в гордом одиночестве... но вместе с поддержкой Израиля. Поэтому в марте прошлого года американцы были в достаточной степени раздосадованы, поскольку, как отмечает Евгений Стерин, «Тель-Авив с самого начала конфликта вокруг Украины занял отстраненную позицию, стараясь не вмешиваться и даже не обозначать свою позицию». В результате во время голосования в ООН год назад «крымской» резолюции представитель Израиля отказался принимать участие в заседании, мотивировав этот шаг проходившей в те дни забастовкой работников израильского МИД.

Но Тель-Авив занимает в данном вопросе позицию активного нейтралитета. В начале 2015 года МИД Израиля заявил о готовности выступить в качестве посредника в российско-украинском конфликте. Как заявил министр иностранных дел Авигдор Либерман, «мы можем лучше других понять и ту, и другую сторону. Для нас это не чужая беда». Немаловажно, что Израиль сохраняет добрые отношения и с Москвой, и с Киевом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.


Комментарии