Победа как поражение

Прошедшие в минувшее воскресенье выборы в великое национальное собрание могут значительно изменить политический ландшафт страны. Несмотря на то что победу на них одержала Партия справедливости и развития (ПСР), политическая сила президента Реджепа Тайипа Эрдогана, она не получила абсолютного большинства в парламенте. А это означает, что в стране после 13 лет единоличного властвования ПСР будет создано коалиционное правительство или ей придется пройти через роспуск парламента и досрочные выборы.

Победа как поражение | ФОТО guroldinnedeт/shutterstock.com

ФОТО guroldinnedeт/shutterstock.com

Нынешние парламентские выборы все аналитики в один голос называли эпохальными. И не потому, что в них участвовали 20 партий (от местных коммунистов до крайних исламистов), а потому, что выборы должны были дать ответ, какая форма правления будет в Турции в ближайшее время: парламентская, как сейчас, за что выступала оппозиция, или президентская, на чем настаивала партия власти и лично президент Эрдоган.

Чтобы страна превратилась из парламентской в президентскую республику, а Реджеп Эрдоган получил достойные его властному авторитету полномочия, необходимо провести через парламент соответствующие изменения. Для этого правящей партии требовалось получить две трети мандатов (367 из 550 мест парламенте). Это было программой-максимум для ПСР, позволявшей ей ввести необходимые изменения в конституцию прямо через парламент. Программой-минимум являлось завоевание не менее трех пятых голосов (330), что давало партии право вынести проект новой конституции на всенародный референдум.

Ни с той ни с другой задачей ПСР в итоге не справилась. И помешала ей в этом главная сенсация прошедших выборов – Демократическая партия народов (НДП), политическое образование, возникшее три года назад на фундаменте нескольких запрещенных курдских партий.

Если бы НДП не преодолела 10-процентный избирательный барьер и не попала в парламент, то, согласно избирательному закону, поданные за нее голоса достались партии власти. Она получила бы дополнительно около 50 мест и гарантировала себе большинство в парламенте. Однако курды такого удовольствия Эрдогану не доставили.

Политический пейзаж после предварительного подведения итогов выборов выглядит следующим образом.

Партия справедливости и развития заняла первое место, получив 40,8% голосов избирателей и 256 мест в парламенте. По сравнению с предыдущими выборами 2011 года ПСР потеряла 9% голосов и 70 депутатских мандатов.

Второе место оказалось у представителей левоцентристской Народно-республиканской партии (НРП), которые почти точь-в-точь повторили свой результат четырехлетней давности, завоевав 25,2% голосов избирателей и получив за это 133 руководящих кресла. «Бронзовая медаль» досталась, как и в 2011 году, причем с такими же показателями – 16,5% и 83 мандата, Партии национального движения (ПНД).

Главный возмутитель спокойствия – Народно-демократическая партия в итоге набрала 12,9% голосов избирателей и теперь будет иметь 78 своих представителей в парламенте страны. Отметим и очень высокую активность населения: 84% турок, имеющих право голоса, пришли к избирательным урнам в минувшее воскресенье.

Ответить сейчас по горячим следам, почему партии власти не удалось достигнуть намеченной цели, достаточно сложно. Конечно, курдская партия подставила подножку Эрдогану. Пройдя в парламент, она аккумулировала большинство голосов курдов, а их в Турции около 18% от всего населения страны. Но по большому счету курды и раньше не очень-то поддерживали нынешнего президента.

Скорее всего, многим туркам не понравился тот напор, с которым власть и лично Эрдоган продавливали идею изменения формы правления с парламентской на президентскую. Кстати, как показывали опросы, внесение изменений в конституцию поддерживают всего лишь 27% населения и даже среди сторонников ПСР их меньше половины.

Недовольство турецких избирателей, возможно, вызвано и напряженной политической атмосферой в обществе, связанной с арестами высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, оппозиционных журналистов, ученых и бизнесменов.

В последнее время Эрдогану не везет и во внешней политике. Он разругался с западными странами, а критическую статью в американской New York Times, появившуюся за две недели до выборов, турецкий президент назвал «вмешательством во внутренние дела и выходом за рамки дозволенного».

Не все гладко стало и в отношениях Турции с нашей страной. Антироссийские заявления турецких лидеров, прозвучавшие после визита Владимира Путина в Ереван, неожиданная отмена назначенного на середину мая заседания Российско-турецкого совета сотрудничества на высшем уровне, затягивание Стамбулом решений по реализации «Турецкого потока» – все это трудно назвать продуманными шагами.

Теперь перед Эрдоганом и партией власти стоит непростой вопрос: что делать дальше?

На поверхности два возможных выхода из нынешнего тупика. Первый очевиден – создать коалиционное правительство. Основная оппозиционная левоцентристская Народно-республиканская партия ни в какой альянс с Эрдоганом вступать не собирается по идеологическим соображениям. Лидеры прокурдской Народно-демократической партии уже заявили, что ни с кем объединяться не будут. А вот националисты как раз не прочь поработать в новом правительстве.

Однако для Эрдогана любое коалиционное правительство означает на четыре года забыть о расширении президентских полномочий. Это же может отразиться и на его роли в политике страны, поскольку премьеру, соратнику Эрдогана, тогда придется считаться не только с президентом, но и с членами другой партии, вошедшей в правящую коалицию. Учитывая характер турецкого президента, его сильную политическую волю и решимость, не будет ничего удивительного в том, что он предпочтет пойти на роспуск парламента и досрочные выборы. Это, конечно, не самый благоприятный, но вполне реальный для Турции сценарий развития политической ситуации в стране.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5475) от 09.06.2015.


Комментарии