Пиренейские сестры отделались испугом
Еврокомиссия рекомендовала совету ЕС не штрафовать Португалию и Испанию за недостаточные усилия по сокращению бюджетного дефицита.
Иллюстрация Andrey–Kuzmin/shutterstock.com
Об этом заявил на недавней пресс-конференции в Брюсселе замглавы Еврокомиссии по вопросам евро и социального диалога Валдис Домбровскис, отметив, что обе страны подали соответствующие запросы. Он также добавил, что в обоих случаях были учтены смягчающие факторы: сложная экономическая среда, реформаторские усилия обеих стран и их обязательства по соблюдению правил Пакта стабильности и роста. ЕК предлагает дать обеим странам дополнительное время для исправления ситуации: Португалии – до конца года, Испании – к 2018-му. «Для обеих стран крайний срок для принятия эффективных мер и отчетности по ним будет 15 октября 2016 года», – добавил он.
Между тем обеим пиренейским странам грозили в нынешнем году нешуточные штрафы в размере 0,2% от ВВП. Конкретно для Испании этот штраф составил бы 2,16 млрд евро, для Португалии – 359 млн евро. Такие санкции мог применить к этим странам Евросоюз за невыполнение требований действующего в альянсе Пакта стабильности и роста, согласно которым дефицит бюджета государства – члена ЕС не должен превышать 3% от его ВВП. У Испании же в прошлом году была зафиксирована бюджетная «дыра» 5%, а у Португалии – 4,4% от ВВП.
Европейские власти оправданно беспокоятся о финансовой стабильности стран. Так считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. «Общая картина макроэкономической стабильности Евросоюза выглядит пока не очень благоприятно. Есть риски, связанные с Brexit, необходимостью увеличения бюджетных расходов на фоне иммиграции, и, конечно, Евросоюзу необходимо было бы продемонстрировать, что вот этот инструмент штрафов является эффективным. Ключевая задача – предотвращение тех кризисных явлений, которые мы уже видели в предыдущие годы в странах Южной Европы», – уверен Лисоволик.
Испания и Португалия проходят процедуру оптимизации бюджета с 2009 года. Они улучшили экономические показатели, но так и не достигли запланированных результатов: на 2015 год Мадрид должен был снизить свой бюджетный дефицит до 4,2%, а Лиссабон – до 3% своих ВВП. Как видим, с этим они не справились, и потому Совет министров экономики и финансов ЕС (Экофин) высказался за введение против пиренейских сестер экономических санкций. Реализация такой жесткой инициативы стала бы прецедентом для Евросоюза.
«Если ЕС будет дальше принуждать какую-либо страну сокращать дефицит бюджета, затягивать потуже пояса – к чему это приведет, мы уже видели на примере Греции. Потому что сокращение дефицита бюджета, урезание государственных расходов мгновенно отражается на покупательной способности населения и на экономике. Экономический рост в этих странах и так на грани рецессии, соответственно, если еще применить эти самые меры жесткой экономии, то экономика этих стран просто рухнет», – говорит эксперт компании ITinvest Василий Олейник.
«Санкции налагаются не только за нарушение трехпроцентного потолка, а за нарушение собственных планов бюджетного дефицита государств-членов. В 2005 году под возможный штраф попали Германия и Франция. Так вот, они инициировали реформу Пакта стабильности и роста, в результате чего он стал совершенно беззубым, и этот пакт не помог спасти экономику зоны евро накануне кризиса 2008 года», – отмечает замдиректора Института Европы РАН Ольга Буторина.
Независимый экономический эксперт Антон Шабанов констатирует, что текущее состояние мировой экономики и Евросоюза в частности находится в нестабильном состоянии; ситуацию характеризует непредсказуемость в плане дальнейшего развития, которое зависит от множества факторов. «Финансовая устойчивость ЕС, как и основной европейской валюты, заметно пошатнулась, поэтому сообщество стремится уже сейчас позаботиться о своих финансах, чтобы потом не стать заложником негативного экономического сценария. Если ЕС введет санкции при уже существующих финансовых затруднениях своих участников, то такие меры будут иметь негативные последствия для экономической ситуации в целом. Может возникнуть большое социальное напряжение в тех странах, в отношении которых будут применяться эти санкции. Последствия таких действий могут стать причиной очередного референдума за выход из ЕС, а это прямой путь к развалу Евросоюза», – резюмирует Шабанов.
Решив действовать в строгом соответствии с правилами, Еврокомиссия и Экофин рискуют столкнуться с ростом недовольства Брюсселем, усилением влияния евроскептиков. Недоверие к фискальным правилам ЕС усиливается наряду с неуверенностью в перспективах восстановления экономики еврозоны, которые также были усугублены результатами британского референдума, таково мнение политолога лондонской Teneo Intelligence Антонио Барросо. «Любое силовое решение может сформировать негативную реакцию внутри стран и сделать достижение бюджетных целей в будущем политически еще более трудным», – считает эксперт.
«Введение санкций – ошибочный путь, который затруднит осуществление мер, необходимых испанской экономике. Санкции, ставшие результатом ошибочной политики Народной партии, превратятся в очень серьезную проблему для испанской экономики», – говорит профессор прикладной экономики университета Комплутенсе Фернандо Луэнго.
При этом экономист сомневается, что стране удастся сократить бюджетный дефицит до 3% ВВП в 2017 году, как это накануне пообещал министр экономики Испании Луис де Гиндос. «Более того, я считаю, что этого делать и не надо», – утверждает эксперт. Луэнго полагает, что нужно вести переговоры с ЕС по пересмотру условий выполнения Пакта стабильности и роста: «Мы не выполним и не должны выполнять поставленные перед нами условия. Надо их смягчить. Причем не только для Испании. Проблемы есть в Португалии, в Греции. Выполнение налогового пакта делает невозможным запуск процесса гражданского спасения, а ведь надо спасать людей. Европа занимается спасением банков, хорошо, но теперь надо спасать людей».
Предложенные де Гиндосом меры по решению проблемы дефицита бюджета через повышение налога с доходов корпораций (по мнению испанского министра, это принесет в казну около 6 млрд евро) Фернандо Луэнго считает недостаточными. Он призывает к более глубокому пересмотру экономической политики: «Надо поставить вопрос, который до сих пор был за пределами политической повестки дня, – это введение прогрессивной шкалы налогообложения, проведение реформы налоговой системы и борьба с мошенничеством. Без этого решить проблему дефицита бюджета невозможно».
Так или иначе, но в итоге Еврокомиссия попросила ЕС дать Испании и Португалии дополнительное время для снижения дефицита бюджета до показателя менее 3% ВВП и не накладывать санкции. Таким образом пиренейские сестры фактически отделались лишь легким испугом.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (5764) от 12.08.2016.
Комментарии