Палата или палатка?

Больше двух часов продолжалась вчера дискуссия в городском парламенте по двум законопроектам об общественной палате Санкт-Петербурга.

Палата или палатка? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В августе прошлого года вступил в силу федеральный закон об основах общественного контроля в РФ. Согласно ему, субъектами этого контроля в регионах должны стать создаваемые там общественные палаты. О целях и задачах такой структуры, о способах ее формирования и разгорелся вчера бурный спор в Мариинском дворце. Первый законопроект об общественной палате разработал и внес лидер мариинского «Яблока» Григорий Явлинский еще летом 2013 года. А второй – от имени губернатора Георгия Полтавченко – появился в ЗакСе в минувшем сентябре.

Трудно не согласиться с членом городского правительства Михаилом Бродским, который назвал вчера эти проекты близнецами-братьями. Существенная, принципиальная разница, однако, в том, как авторы предлагают формировать будущий орган петербургского общественного контроля. Губернатор видит членами палаты 99 человек, 33 из которых назначаются им, еще 33 делегируются от общественных советов административных районов мегаполиса. Остальные 33 представляют общественные объединения и иные некоммерческие организации, работающие в городе не менее трех лет.

У Явлинского все по-иному: в палате заседают 60 человек, 20 из которых «граждане, имеющие особые заслуги перед Санкт-Петербургом, пользующиеся признанием и уважением среди населения». Их назначает в палату ЗакС. Остальные – представители общественных объединений и некоммерческих организаций – по 20 человек от каждой из этих групп.

Повод для перетягивания одеяла на себя виден невооруженным глазом: в смольнинском проекте ни единым звуком не упомянут городской парламент, а в депутатском (назовем его так) не значится губернатор.

Критики смольнинского варианта резонно замечали, что делегирование в палату районных общественников будет означать преобладание в ней тех, кто заведомо ориентирован на исполнительную власть: ведь вместе с губернаторскими протеже эти «межрайонцы» составят там квалифицированное большинство, превратив палату в какую-то декоративную палатку возле Смольного. К тому же есть немало сведений о том, что районные общественные советы уже во многом утратили свою эффективность, и это делает иллюзорными шансы получить оттуда активные, имеющие реальный опыт работы кадры.

С другой стороны, если сделать упор на имеющих особые заслуги перед городом, есть риск получить в итоге нечто вроде «совета старейшин». И потому, наверное, лидер фракции КПРФ Владимир Дмитриев заговорил о необходимости возрастных и гендерных квот: обеспечить какое-то жесткое представительство молодежи, женщин, посланцев трудовых коллективов.

Иными словами, даешь рабочих, колхозников, женатых и холостых – совсем как в верховных советах былых времен.

Прозвучала даже идея избирать членов общественной палаты населением. Казалось бы, а что – вершина демократии! Но тогда, спрашивается, зачем городу парламент? И если мы не можем из созыва в созыв обеспечить предельно честные, прозрачные выборы депутатов ЗакСа, то где гарантия того, что всеобщие выборы членов общественной палаты станут честнее и прозрачнее?

Голосование по этим документам в первом чтении дало следующие результаты: за проект Явлинского высказались 33 депутата, за проект Полтавченко – 36. Это значит, что именно к нему будут в течение двух месяцев готовиться и подаваться поправки на второе чтение. Не исключено, что некоторые из них будут браться из норм депутатского документа.


Прямая речь

Вчерашние прения по двум законопроектам комментирует
председатель ЗакСа Вячеслав МАКАРОВ:

«Требуемым большинством парламентариев были поддержаны оба проекта. Однако, согласно регламенту собрания, было проведено рейтинговое голосование, и большее число голосов получил законопроект, внесенный губернатором Санкт-Петербурга. Этот важный законопроект устанавливает правовые основы деятельности общественной палаты. Согласно документу, палата должна стать постоянно действующим независимым коллегиальным органом, обеспечивающим взаимодействие граждан, общественных объединений и органов власти. Уверен, общественная палата, в которую войдут работники науки, культуры, образования, общественные деятели, станет важнейшим инструментом гражданского общества в Петербурге. Органы власти обязательно должны прислушиваться к голосу самых уважаемых граждан, профессионалов в своих сферах деятельности.

Депутаты петербургского парламента считают, что Законодательное собрание обязательно должно участвовать в формировании общественной палаты. Это будет больше соответствовать принципам широкого представительства и парламентаризма. Соответствующую поправку к документу мы внесем в рамках второго чтения. Убежден, итоговый вариант законопроекта будет поддержан большинством депутатов, в том числе и сторонниками альтернативного документа, получившего сегодня меньшее число голосов».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5571) от 22.10.2015.


Комментарии