Главная городская газета

Операция «Преемник»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Политика

Быть или не быть? Вот в чем вопрос Македонии

Премьер-министры Греции и Македонии договорились о переименовании бывшей югославской республики в Северную Македонию. Однако не все так просто.


Читать полностью

Откажется ли Индия от покупки российского зенитно-ракетного комплекса?

Defense News, освещающая деятельность Пентагона, сообщила, что в начале июля состоится встреча глав военных ведомств США и Индии, где американская сторона предпримет последнюю попытку удержать индийцев от приобретения российского ЗРК. Читать полностью

Итоги саммита ШОС: «Шанхайский дух» крепнет

В китайском Циндао 9 и 10 июня прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Очевидно, что эта встреча в верхах может рассматриваться как одно из основных международно-политических событий нынешнего года. Читать полностью

Саммиты Трампа. Итоги вояжей президента США в Канаду и Сингапур

Очередной саммит «большой семерки», прошедший в Канаде, принес массу разочарований, волнений и даже тревог. Причина понятна - поведение непредсказуемого и порывистого Дональда Трампа. Но его встреча с главой КНДР Ким Чен Ыном, напротив, вселила в мировое сообщество надежду на лучшее будущее. Читать полностью

Линия президента

Президент РФ Владимир Путин вчера в 16-й раз провел «Прямую линию» с россиянами. Читать полностью

Иран наращивает мощь

Напряженность в регионе Ближнего Востока усиливается все больше. Читать полностью
Операция «Преемник» | Иллюстрация rm/shutterstock.com

Иллюстрация rm/shutterstock.com

В минувшую среду все государственные телеканалы Казахстана неожиданно изменили программу вещания. Пресс-служба президента страны проинформировала, что ожидается выступление Нурсултана Назарбаева со специальным обращением к народу. О чем будет говорить Елбасы (лидер нации) не сообщалось, что создавало дополнительную интригу.

Оказалось, что Нурсултан Абишевич объявил о начале конституционной реформы, суть которой заключается в перераспределении полномочий между ветвями государственной власти, а если быть еще точнее, в передаче ряда президентских прав в пользу парламента и правительства.

Чисто внешне такой политический ход опытнейшего руководителя страны выглядит несколько странным. Или по крайней мере плохо вписывается в реальную практику среднеазиатских, да и большинства восточных, государств, в которых правители стремятся сконцентрировать в своих руках всю власть, а не делиться ею с парламентами. Вспомним хотя бы недавние конституционные изменения в Турции, где президент Эрдоган методично и последовательно создает суперпрезидентскую республику.

Официально Назарбаев следующим образом объяснил свою инициативу. Сильная президентская вертикаль нужна была стране в ходе преодоления трудностей становления самостоятельного государства. Все нынешние достижения Казахстана были реализованы именно при этой системе, она себя оправдала. Но мир сегодня меняется на глазах, «скорость и сложность общественных процессов у нас в стране требуют реагировать на глобальные и региональные вызовы». По мнению президента, наделение парламента и правительства дополнительными правами (а всего Назарбаев собирается передать парламенту и правительству около 40 полномочий) повысит ответственность исполнительных и законодательных органов, создаст дополнительные балансы и противовесы во всей системе государственной власти.

Планируется усилить роль мажилиса (парламента) в формировании кабинета министров. Теперь именно депутаты победившей на парламентских выборах партии, а не президент будут решающим образом влиять на создание правительства.

Для главы государства приоритетом станут стратегические функции, он будет играть роль верховного арбитра между ветвями власти. Кроме того, президент сконцентрируется на внешней политике, национальной безопасности и в целом на вопросах обороноспособности.

По мнению Назарбаева, предлагаемая конституционная реформа позволит создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед, даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы.

Детали реформы будут разработаны специальной рабочей группой, которая создана в начале января. Программу реформы госуправления сначала вынесут на всенародное обсуждение, которое должно пройти в течение месяца, с 26 января по 26 февраля. Принимать окончательный документ планируется на общенациональном референдуме.

При всей вроде бы ясности остается ключевой вопрос, чем все-таки на самом деле вызвана эта неожиданная инициатива Елбасы. Скорее всего, он говорит правду, обосновывая необходимость конституционной реформы, но правду не всю и не до конца.

Ведь на самом деле проблема страны заключается в вопросе передачи власти после Назарбаева, или, как это называют политологи, транзите власти. Попытки найти преемника Назарбаеву в Казахстане начались давно. Сначала его пытались отыскать в семейном клане, среди зятьев президента. Потом прощупывали на этот пост старшую дочь Елбасы Даригу. А в последнее время внимательно наблюдали за деятельностью премьер-министра страны Карима Масимова. Но зятья быстро, хотя и по разным причинам, оказались не у дел, дочь не оправдала высокого доверия отца, похоже, уже по внутрисемейным причинам. Ну а премьер, отправленный недавно по непонятным причинам с высокого поста на более низкую должность начальника госбезопасности страны, скорее всего, по мнению Елбасы, просто не соответствует масштабу будущего поста.

Понятно, что второго Елбасы не будет. При всем уважении к нынешней казахской элите, такого адекватного заменителя Нурсултана Абишевича там просто нет. Поэтому проще, эффективнее и менее рискованно для будущего страны передать некоторые полномочия главы государства другим ветвям власти, чтобы она не концентрировалась в руках одного человека, а равномерно распределялась между руководителями парламента и правительства. Такой коллективный преемник мог бы лучше обеспечивать устойчивость будущей власти, предупреждал бы от возможных столкновений политических элит в переходный период, всегда опасный проявлением межклановой борьбы.

Впрочем, для осуществления такого рода транзита власти в стране существуют некоторые серьезные препятствия, прежде всего это зависимость депутатского корпуса от чиновников исполнительной власти. Если взять правящую партию «Нур Отан», то там в руководящих органах сидят чиновники из правительства, которых депутаты и должны вроде бы контролировать. Например, членами ее политбюро являются премьер-министр страны, два вице-премьера, аким (мэр) Алма-Аты и другие высшие чиновники государства.

Не стоит забывать также, что политическая жизнь в Казахстане имеет свою специфику. В стране фактически нет сильных, тем более оппозиционных, политических партий. Предыдущий состав парламента вообще состоял только из депутатов «Нур Отана», поскольку ни одна другая партия не перешагнула семипроцентный избирательный барьер. В нынешнем парламенте есть еще представители демократической партии и коммунистов, но почти 84% депутатов представляют правящую партию. Так что для будущего справедливого перераспределения полномочий между законодательной и исполнительной властями необходимо будет решить прежде всего эту проблему, ведь, по сути, и члены правительства, и депутаты мажилиса состоят в одной «Нур Отан».

Впрочем, это уже, наверное, хотя и существенные, но детали. Главное, что впереди у Казахстана серьезная реформа государственного управления, которая должна решить, по замыслам Нурсултана Назарбаева, проблему транзита власти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook