Новый срок Лукашенко

Высокий уровень политической стабильности, характерный для Белоруссии, в полной мере подтвердили итоги прошедших в минувшее воскресенье президентских выборов. Действующий глава государства Александр Лукашенко получил на них 80% голосов. Все его конкуренты вместе взятые смогли набрать лишь 10%, что говорит о реальном потенциале современной белорусской оппозиции

Новый срок Лукашенко | ФОТО Niyazz/shutterstock.com

ФОТО Niyazz/shutterstock.com

Выборы без интриги

В то же время такие результаты говорят и об уровне плюрализма в союзном с нами государстве. Лукашенко вот уже более двадцати лет возглавляет Белоруссию. В унитарной стране он командует всей системой исполнительной власти, по личному почину сменяет и назначает министров и председателей областных исполкомов – региональных руководителей, полностью подчиненных главе государства.

Да, в стране есть двухпалатный парламент, действует система местных советов, но все в Республике Беларусь (РБ) прекрасно знают и понимают, кто «в доме хозяин». При такой персоналистской системе правления Лукашенко не нужна даже своя президентская партия: Белоруссия является уникальным на постсоветском пространстве государством, где таковой у действующего главы исполнительной власти просто нет.

Оппозиция в РБ, конечно, есть, но ей создана такая аура, при которой рассчитывать на парламентское представительство не приходится. При этом Лукашенко уверен в поддержке со стороны сограждан. Вот почему в последнее время он сделал ряд политических жестов, явно обращенных на Запад. Например, амнистировал нескольких лиц, считавшихся в ЕС политзаключенными. Это отчетливо показывает, что власть не сомневается в своих силах и даже готова к дозированной открытости. Хотя пока ничего не свидетельствует о том, что общественно-политической жизни РБ «грозит» модернизация. Впрочем, воскресные выборы в который раз подтвердили: большинство белорусских граждан устраивает, как и куда Лукашенко ведет страну. Почему?


Особая модель

Пожалуй, из всех постсоветских государств Белоруссия представляет собой наименее капиталистическое общество. И дело не в том, что 7 ноября у наших западных соседей по-прежнему имеет статус государственного праздника и отмечается как день Великой Октябрьской социалистической революции. Главное – государство продолжает играть краеугольную роль в определении экономического курса и в осуществлении социальной политики.

Не зря почти десять лет назад Уго Чавес, побывав в Минске, заявил, что «в Белоруссии реализована модель социально справедливого общества, которую мы можем считать для себя примером». Белорусы сильнее, чем кто-либо другой на постсоветском пространстве, привержены модели социально ориентированного государства. И более чем 20 лет правления Лукашенко – это как раз период становления особой белорусской модели. Страны, в которой существует индикативное планирование, государство продолжает контролировать финансовую систему, стратегически важные отрасли народного хозяйства и крупные объекты промышленности. Где до сих пор сохраняются реформированные и модернизированные, но коллективные хозяйства в деревне. Общество, где существует, возможно, не самая развитая по международным рейтингам, но социально справедливая и доступная для рядовых граждан система здравоохранения и образования. Где почти нет безработицы, отсутствуют организованная преступность и вопиющие формы общественного неравенства.

Сегодня официальная среднемесячная заработная плата в РБ составляет в переводе на российские рубли сумму, превышающую 25,5 тысячи руб. С учетом того, что в целом цены в республике ниже среднероссийских, мы вряд ли можем сделать вывод о том, что по качеству жизни современная Россия заметно превосходит братскую Белоруссию.

Другое дело, что с каждым годом проявляются негативные и отрицательные черты, которые лишь обострились под воздействием глобального финансового кризиса.

Да, безработицы в РБ формально почти нет, зато многие тысячи рабочих мест, предлагаемые государством, не востребованы. Медицина бесплатная, но далеко не в каждой деревне имеется фельдшерский пункт. Многие мелкие и средние предприниматели регулярно выражают недовольство в связи с так знакомыми в России бюрократическими помехами для ведения независимого бизнеса. Флагманы белорусской индустрии, крупнейшие заводы, выпускающие известные в России телевизоры и холодильники, не в состоянии в полном объеме сбыть свою продукцию и в собственной стране, и за рубежом.

Добавим, что РБ не избежала таких отрицательных явлений, как падение темпов производства, увеличение дефицита госбюджета (он последовательно наблюдался в 2010 – 2014 гг.), инфляция. Таким образом, белорусская экономическая модель при всей ее социальной ориентированности и поддержке основной частью общества отнюдь не является идеальной.


Самый верный друг

На всем постсоветском пространстве нет сегодня у России более преданного друга, чем Белоруссия. Уровень двухсторонних отношений можно охарактеризовать как стратегический союз. Что говорить, если вот уже 15 лет мы живем в Союзном государстве! Внешнеполитическая солидарность России обеспечена со стороны РБ по всем ключевым проблемам. Москва и Минск активно сотрудничают в таких интеграционных постсоветских объединениях, как СНГ, ОДКБ, недавно запущенный ЕАЭС. В мае, отказываясь подписать критикующую Россию декларацию саммита «Восточное партнерство», Александр Лукашенко твердо заявил: «Не надо втягивать Беларусь в авантюры и навязывать ей антироссийскую позицию».

По итогам прошлого года российско-белорусский товарооборот составил 37,6 млрд долларов. На долю нашей страны приходится почти половина всей внешней торговли РБ, и Россия, естественно, является главным экономическим партнером Белоруссии. Но, с другой стороны, и маленькая РБ вошла в пятерку главных внешнеторговых партнеров РФ. Двустороннее сотрудничество активно развивается в самых разных сферах, очень активны и межрегиональные связи. К примеру, только за первое полугодие текущего года в одну лишь Москву было поставлено продовольствия из Белоруссии на более чем полтора миллиарда долларов.

Естественно, на очень высоком уровне находится и военно-политическая кооперация Москвы и Минска. У Союзного государства имеется общая военная доктрина, существуют различные формы и механизмы стратегического сотрудничества, включая, например, российско-белорусскую Региональную группировку войск. Совсем недавно в прессе двух стран появилась информация о желании Кремля разместить на территории западного союзника российскую военную авиабазу, что, кстати, сразу вызвало негативную реакцию как белорусской оппозиции, так и блока НАТО.


Многовекторная дипломатия Минска

Эволюция внешней политики и внешнеэкономического курса РБ последних лет однозначно говорит о том, что и в течение нового президентского мандата «батьки» курс на диверсификацию национальной дипломатии будет продолжен. Здесь следует отметить, что белорусская внешняя политика достаточно прагматична (во главу угла ставится поиск внешних рынков для сбыта местной продукции) и одновременно многовекторна.

Во многом это связано с тем, что мирополитическая концепция Лукашенко не укладывается в евроатлантическую парадигму. Действующая власть в Белоруссии открыто выступает против расширения НАТО на восток, отрицательно относится к антироссийским западным санкциям, решительно не соглашается с однополярным видением мира. Поэтому среди стран, с которыми РБ развивает доверительные политические отношения, оказались Венесуэла, Вьетнам, Индия и Иран.

В последние годы стремительно развиваются белорусско-китайские отношения. По итогам 2014 г. Поднебесная находилась на третьем месте по объемам товарооборота РБ среди стран, не входящих в СНГ. Во время недавнего рабочего визита в Пекин Лукашенко заявил, что белорусский экспорт в КНР должен увеличиться к 2020 г. в три раза.

Очевидно, что «южное» направление внешней политики РБ и в ближайшие пять лет будет играть все более заметную роль. Однако, как справедливо отмечается в концепции национальной безопасности государства, Белоруссия – европейская страна. Поэтому для официального Минска очень важно развивать сотрудничество с Евросоюзом, причем не только по торгово-экономическим, но и по стратегическим направлениям: обеспечение военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьба с преступностью и наркотрафиком, противодействие нелегальной миграции.

В последнее время появились индикаторы, говорящие о некотором возможном переформатировании взаимоотношений Минска и Брюсселя. ЕС высоко оценил посреднические услуги белорусской стороны в переговорах по ситуации в Донбассе. В РБ были освобождены из заключения ряд граждан, которых в ЕС воспринимали как политических заключенных. Западные СМИ заговорили о возможной отмене санкций против высших белорусских чиновников, включая Лукашенко, после выборов.

Сам Александр Григорьевич не раз подчеркивал, что его страна готова к конструктивному и равноправному диалогу и с ЕС, и с Соединенными Штатами. При этом он, похоже, отдает себе отчет в том, что современная белорусская модель для Запада – «как кость в горле» (слова Лукашенко). Как бы Минск ни старался развивать партнерские связи с ЕС, очевидно, что ни социально-экономическая политика белорусского государства, ни его внешнеполитический курс в их нынешнем виде не станут для Вашингтона и Брюсселя «своими».

Как бы ни старался Минск развивать связи с ЕС, социально-экономическая политика Белоруссии и ее внешнеполитический курс в их нынешнем виде не станут для Запада «своими».

Как бы ни старался Минск развивать связи с ЕС, социально-экономическая политика Белоруссии и ее внешнеполитический курс в их нынешнем виде не станут для Запада «своими».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (5567) от 16.10.2015.


Комментарии