Новый срок для фельдмаршала

В начале этой недели в Египте без особого ажиотажа прошли президентские выборы, победу на которых одержал действующий глава государства Абдель Фатах ас-Сиси. Очевидно, что и во второй срок своего правления он столкнется со множеством острых проблем.

Новый срок для фельдмаршала | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

«Военный либерализм»

Одной из причин, почему значительная часть египтян поддержали в июле 2013 года военный переворот, была надежда на то, что пришедшее к власти офицерство сумеет справиться с глубокими социально-экономическими проблемами страны. Эти проблемы не смогли решить ни светско-бюрократический режим Хосни Мубарака, ни запрещенные в РФ «Братья-мусульмане», в итоге свергнутые ас-Сиси и его соратниками.

Запущенные властью с конца 2016 года социальные и экономические преобразования подтвердили правоту тех экспертов, которые считают, что в плане экономики фельдмаршал ас-Сиси является либералом. И дело не только в том, что эти реформы проводятся благодаря достигнутой с Международным валютным фондом договоренности, согласно которой МВФ предоставил Каиру кредиты на общую сумму 12 млрд долларов. Главное - «философия» этих реформ явно соответствует либерализму. Преобразования уже привели к тому, что были резко сокращены государственные субсидии на электроэнергию и топливо, установлен свободный курс египетского фунта к мировым валютам, вследствие чего национальная валюта оказалась девальвирована на 50%, а инфляция подскочила на уровень 30 - 33% в год. Был введен также налог на добавочную стоимость, принято решение заморозить зарплаты государственным служащим.

С одной стороны, уже можно сказать, что шоковая терапия по-египетски принесла кое-какие плоды, и притом весьма быстро. К примеру, в течение прошлого года коммерческий дефицит сократился более чем на четверть, экспорт возрос на десять пунктов, импорт товаров увеличился на 14%, выросли как зарплаты, так и государственные доходы. Экономический рост в стране в 2017-м был самым заметным за все «постреволюционные» годы.

С другой стороны, египетское общество по-прежнему страдает от безработицы; даже по официальным данным, она держится на отметке 13%. В последние несколько лет, то есть уже при ас-Сиси, продолжало расти число бедных, увеличивался внешний долг, а вот доходы от туризма по естественным причинам обвалились. Да и тот факт, что власти не отказались от практики субсидирования продуктовых карт для обездоленных египтян (3/4 стоимости покупок по ним покрывается государством), свидетельствует: экономический либерализм президента ас-Сиси носит все-таки не тотальный характер.

Повторный триумф

А вот в политическом плане нынешний Египет весьма далек от норм либеральной демократии. В 2014 году ас-Сиси был в первый раз избран главой египетского государства с 97% голосов, на сей раз впору вновь говорить о триумфе: по предварительным данным, за действующего президента отдали голоса также свыше 90% избирателей.

Правда, вряд ли эти выборы можно назвать конкурентными. К участию в президентской кампании не были допущены яркие оппозиционные деятели - бывший премьер-министр и руководитель Египетского патриотического движения Ахмед Шафик, отставной генерал, бывший начальник штаба вооруженных сил республики Сами Анан, известный в стране правозащитник Халед Али. Единственным конкурентом главы государства был Муса Мустафа Муса, лидер не имеющей парламентского представительства Партии завтрашнего дня, либеральный политик, ранее не раз заявлявший о солидарности с действующей властью. Неудивительно, что значительная часть египтян просто отказались идти на мартовские выборы, оценивая их как очередной политический фарс власти.

Любопытно, что незадолго до голосования исполнительная власть заметно ужесточила законодательство, связанное с функционированием СМИ и свободой волеизъявления. За участие в несанкционированных митингах политическим активистам грозят реальные тюремные сроки, оппозиционная пресса подверглась гонениям (наиболее ярким критикам властей в массмедиа попросту запретили выезд из Египта), около 500 оппозиционных информационных сайтов были блокированы за прошлый год. Ас-Сиси также недавно заявил, что публикация неверной информации в отношении армии будет отныне расцениваться как «высшая измена». А еще только что переизбранный президент заявляет: подлинную демократию в египетском обществе удастся внедрить не раньше, чем через 20 лет...

Маневры Каира

Очевидно, что внешняя политика Каира после мартовского переизбрания ас-Сиси президентом будет продолжена. В свое время, точнее во время Насера, Египет считался авторитетным лидером арабского мира и одной из ведущих стран Движения неприсоединения. Сделка с Израилем при Садате ударила по международному престижу Каира, однако и во времена президентства Мубарака Египет относился к тем странам, с которыми принято считаться. Да и сегодня это государство, насчитывающее свыше 96,5 млн жителей, по-прежнему является одним из региональных лидеров.

В то же время внешняя политика страны при ас-Сиси во многом связана с тем позиционированием в арабском сообществе, которое занял военный режим после свержения власти исламистов. Если их лидер Мухаммед Мурси был ориентирован на сотрудничество с Катаром и Турцией, а потому позволял себе жестко ругать израильскую политику, то в случае с фельдмаршалом мы наблюдаем явно противоположную ориентацию. Свергнутый президент Мурси был обвинен в шпионаже в пользу Катара. С Турцией отношения за последние пять лет заметно деградировали - Эрдоган даже позволил себе назвать ас-Сиси «нелегитимным тираном». А вот египетско-израильские отношения в самых разных сферах стали более динамичными.

Наоборот, те страны, которые и словом, и делом работали на свержение власти «Братьев-мусульман» (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт), ходят сегодня в числе главных друзей у ас-Сиси. Эти «нефтяные монархии» уже выделили Египту после прихода фельдмаршала к власти щедрую финансовую помощь на 20 млрд долларов. И, видимо, не зря. Именно при ас-Сиси, заявляющем о своем «полном доверии к саудовскому руководству», в результате заключенного в 2017 году соглашения о демаркации морской границы Египет передал Саудовской Аравии расположенные в Красном море острова Тиран и Санафир.

Однако говорить о том, что Каир во всем и всегда готов слушаться Эр-Рияд, я бы не стал. Так, еще в конце 2016 года египетский президент публично заявил, что ради поддержания региональной стабильности он не возражает против сохранения Башара аль-Асада у власти в Сирии. Хотя хорошо известно, что саудовское королевство занимает совсем иную позицию.

После свержения Мурси отношения Египта и ведущих стран Запада пошатнулись. Нельзя сказать, что американцам и Евросоюзу импонировал президент из стана «Братьев-мусульман». Однако и Барак Обама, и многие известные западноевропейские лидеры осудили сам факт неконституционной смены власти со стороны вооруженных сил. Ряд совместных военных программ США и Египта был заморожен, хотя о полном разрыве речи не шло. Тем более что Дональд Трамп готов проводить в отношении Египта гораздо менее «идеологизированную» линию. Но все же объективно по многим проблемам мировой политики при ас-Сиси Египет в гораздо большей степени солидаризировался с Россией и Китаем.

Позитивный вектор остается

Историки хорошо знают, что советско-египетские отношения в эпоху холодной войны познали самые разные этапы. Там было все: от дружбы Хрущева и Насера до противостояния во второй половине 1970-х годов. В нынешних международных отношениях политико-идеологический фактор играет все-таки меньшую роль и межгосударственные контакты устанавливаются, как правило, на более прагматических основах. С учетом этого можно сказать, что сегодня отношения между Россией и Египтом носят подчеркнуто дружеский характер.

Это открыто признает и египетский лидер. Так, в ноябре 2017 года, принимая российского президента Владимира Путина в Каире, ас-Сиси подчеркнул, что видит в главе РФ истинного друга египетского народа. Также он отметил, что его страна «всегда смотрит на Россию как на стратегического партнера и союзника во всех отношениях».

Конечно, взрыв над Египтом нашего самолета с туристами осенью 2015 года вполне мог омрачить отношения двух стран. Россияне долгие годы были в числе наиболее часто посещавших эту арабскую республику иностранцев. Но принятое недавно решение возобновить регулярное авиасообщение между нашими странами дает надежду на то, что российские туристы вернутся на египетские пляжи.

Впрочем, проблема с авиасообщением не помешала Москве и Каиру демонстрировать сотрудничество по многим иным направлениям. В области безопасности, противодействия международному терроризму и оценке ситуации на «Большом Ближнем Востоке» точки зрения российской и египетской дипломатии весьма схожи. Активно развивается военно-техническое сотрудничество между нашими государствами. Так, в прошлом году Россия выиграла тендер на поставку для египетского ВМФ палубных вертолетов. Кроме того, Каир разрешил ВКС РФ использовать аэродромы своей страны при выполнении в регионе военной миссии.

Весьма энергично развиваются двухсторонние отношения и в гражданских секторах. К примеру, на севере Египта, в Ад-Дабаа, при техническом содействии российских специалистов строится первая национальная АЭС. Стоит отметить и то, что российские поставки в Египет весьма дифференцированы, они включают злаки, черные металлы, изделия из древесины. А вот Египет экспортирует в нашу страну прежде всего продукты сельского хозяйства - фрукты, овощи, орехи... Нет сомнений в том, что после переизбрания ас-Сиси вектор египетско-российских отношений останется позитивным.

#Египет #выборы #президент

Комментарии