Италия определилась с главой исполнительной власти
Неожиданно для всех им стал 53-летний профессиональный юрист и политический новобранец Джузеппе Конте.

Фото: Kay Nietfeld/DPA/ТАСС
В своей первой речи после утверждения Конте не без пафоса заявил: «Я - адвокат, за свою жизнь я защищал интересы многих людей, а теперь наступил час защитить интересы всех итальянцев. Везде - на уровне страны, Европы, мира. Надо вести диалог со всеми организациями и странами. Мне предложили стать адвокатом итальянского народа, и я смогу его защитить, прилагая все силы и умения».
А ведь еще месяц назад имя этого человека знали разве что коллеги по юриспруденции да люди, чьи дела он вел в судах. Ни рядовым итальянцам, ни широкой общественности страны, ни даже активистам победивших на парламентских выборах двух партий «Движение 5 звезд» и «Лига», получивших право формировать кабинет министров и выдвигать кандидатуру премьера, имя Джузеппе Конте абсолютно ничего не говорило.
Но, как известно, пути итальянской политики неисповедимы, так же как и имена премьеров этой страны, число которых за послевоенный период приближается к семи десяткам.
Имя Джузеппе Конте появилось на политической сцене Италии исключительно из-за того, что на весенних парламентских выборах в числе победивших оказались две неординарные, или, как их окрестили в Европе, популистские, силы - «Движение 5 звезд» во главе с Луиджи Ди Майо (33% голосов избирателей) и ультраправая «Лига» под руководством Маттео Сальвини, заручившаяся на выборах поддержкой 17% избирателей. По идее, кто-то из этих двух политиков и должен был возглавить коалиционное правительство. Изначально свою кандидатуру в премьеры активно лоббировал глава «пятизвездочников», тем более что его партия на выборах получила голосов в два раза больше, чем союзники из «Лиги». Однако Сальвини выступил резко против. Почти три месяца партнеры вели тяжелые переговоры, в результате которых появилась компромиссная кандидатура профессора юриспруденции Флорентийского университета Джузеппе Конте. Она в конце концов устроила не только Ди Майо и Сальвини, но и президента страны Серджо Маттареллу.
Нельзя сказать, что новый премьер Италии «человек из ниоткуда», как его сразу же обозвала оппозиция. Он достаточно известный в своей среде юрист, но совершенно, что правда, не искушенный в политике человек. Конте не принадлежит к высшим слоям итальянского общества, не является выходцем из народа, как пытаются представить его Ди Майо и Сальвини. Он, скорее, представитель среднего класса, волею судьбы заброшенный на вершины властной пирамиды.
Джузеппе Конте родом из маленького населенного пункта Вольтурара-Аппула в области Апулия на юге Италии. Сейчас в нем проживают, по официальным данным на 2017 год, всего 403 человека. Отец Джузеппе был мелким чиновником, секретарем коммунального совета селения, мать - учительница младших классов в местной школе. По свидетельству друзей детства, будущий премьер всегда отличался религиозностью, регулярно посещал церковь. В школе учился хорошо, поэтому после ее окончания сразу поступил в старейший итальянский государственный университет «Сапиенца» в Риме. В 1988 году с отличием его окончил и получил диплом юриста.
Вся дальнейшая жизнь Конте была связана с юриспруденцией. В его послужном списке работа преподавателем в ряде престижных вузов страны и за рубежом, адвокатская деятельность в сфере гражданского права. В последнее время Конте преподавал право во Флорентийском университете и руководил собственной юридической фирмой. Кроме того, он является членом президентского совета по правовым вопросам, членом Римской ассоциации адвокатов, адвокатом в верховном кассационном суде.
Интересный факт: адвокатская контора Конте находится в Риме в том же здании, что и российский Центр науки и культуры. Итальянские журналисты сразу же попытались отыскать «русский след» в биографии нового премьера, но это им не удалось. Выяснилось, что, несмотря на удобное месторасположение, Конте посетил культурное мероприятие центра всего один раз, да и то это было пять лет назад.
Джузеппе Конте никогда не занимался политикой даже на муниципальном уровне, что объективно делает его фигуру уязвимой и зависимой. Говоря о своих политических предпочтениях, он признался, что в молодости разделял левые взгляды. Это, однако, не помешало ему нынче возглавить популистское правительство с нечетким идеологическим оттенком.
Впервые имя профессора в политическом контексте появилось публично нынешней весной, когда Луиджи Ди Майо назвал Конте возможным будущим министром госслужбы в случае победы «пятизвездочников» на парламентских выборах. Тогда Ди Майо выразил надежду, что Конте мог бы одолеть и упростить легендарную итальянскую бюрократию. Но политическая звезда юриста, как мы видим, взошла еще выше.
Материал был опубликован в газете под № 110 (6219) от 22.06.2018 под заголовком «Нежданный премьер».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6219) от 22.06.2018.
Комментарии