«Нет адъютанта без аксельбанта»

Государственная Геральдическая служба Российской Федерации создана два года назад. С тех пор указом президента приняты герб и флаг России. Теперь идет работа по созданию государственных наград, ведомственной и территориальной геральдики.
Какими принципами руководствуется новый федеральный орган в своей деятельности: стремлением во что бы то ни стало обновить национальные символы, политической конъюнктурой или традициями нашего государства?
С этим вопросом редакция обратилась к начальнику Государственной Геральдической службы Российской Федерации, кандидату исторических наук Георгию Вадимовичу ВИЛИНБАХОВУ.

«Нет адъютанта без аксельбанта» |

— С петровского времени в России существовало специальное государственное ведомство, занимавшееся вопросами геральдики. В 1722 году это была герольдмейстерская контора, переименованная позднее в департамент герольдии правительствующего Сената и упраздненная в 1917 году. Создание геральдической службы в феврале 1992 года восстановило отечественную традицию.

— Насколько я понимаю, в советское время ничего подобного не было, и многие десятилетия мы без этой службы обходились.

— Обходились. Но сегодня с геральдической точки зрения можно объяснить многие вещи, с которыми пришлось столкнуться. Почему так мало оказалось защитников у красного флага? Почему далеко не каждый гражданин страны мог описать герб СССР, тем более гербы и флаги союзных республик, определить, какой из них они принадлежат.

Когда создавалась советская геральдика, она была жизненной, действенной и понятной, поскольку соответствовала идеям того времени. Тогда господствовала классовая идея, поэтому национальные символы, существовавшие, в России и присоединившихся республиках, упразднялись. Вместо них вводились знаки, соответствовавшие идеям интернационала, революции, братства рабочих и крестьян.

Впоследствии, когда начал меняться характер государства, в союзных республиках росло национальное самосознание, геральдика и государственная идея оказались оторванными одна от другой. Все, что касалось национальной геральдики, приписывалось национализму. Но как только возникли национальные движения, вспомните, как быстро во всех республиках появились свои национальные гербы, флаги.

— Очевидно, в них была потребность?

— Нормальная потребность человека иметь знак, отличающий его от другого. Это подобно фамилии, каждый дорожит своей, передает из поколения в поколение. То же в отношении названия государства и его знаков. Не случайно геральдика зарождалась тогда, когда появились в человеческом сознании понятия: свой — чужой.

Небрежное отношение к геральдике чревато серьезными последствиями. Это еще раз продемонстрировала ситуация, в которой мы оказались с конца 80-х годов. Часто кровопролитные конфликты начинались с оскорбления флагов. Неуважение к флагу — вещь опасная, особенно в многонациональных республиках. Отношение к геральдике тесно связано с этой проблемой.

— По решению правительства Геральдическая служба находится в нашем городе, а не в Москве. Почему?

— Для этого было несколько причин. Во-первых, служба продолжает традиции герольдии Сената, архив которого хранится в нашем городе. Без него работать невозможно. Во-вторых, лучшие геральдические коллекции хранятся в музеях нашего города. И наконец, традиция развития геральдики как науки связана с нашим городом. В частности, здесь с 1980 года работает специальный научный семинар — единственный центр в стране, вокруг которого собираются ученые, изучающие геральдику.

— За прошедшее время заложено основание российской геральдики — созданы герб, флаг, штандарт президента. Интересно, как создаются знаки и награды, на основе каких-то аналогов или «с нуля»?

— Эту работу мы осуществляем вместе с Комиссией по госнаградам при президенте. Первоначально определяется сфера использования награды. Другими словами, за что она дается. Затем — название и набор эмблем, выражающих ее идею. Может быть конкретная медаль, допустим, «за охрану Государственной границы». Бывает идея много шире, и надо найти выразительную эмблему, ее выражающую.

Немаловажное значение имеет, чтобы изображение награды было в отечественных традициях, не повторяло существующие в других странах. Эти профессиональные вопросы решаются на основе документов, справочников, исследований.

Кроме того, сейчас идет кропотливая работа по созданию ведомственной геральдики. Ведем мы ее совместно с министерствами и ведомствами. Дело это достаточно сложное, поскольку прецедента такого до сей поры не было.

Мы интересно работаем с таможенниками, пограничниками, налоговой полицией, Министерством по чрезвычайным ситуациям. Сложнее с МВД и Министерством обороны. Оми привыкли задачи решать по-своему, и вдруг какие-то штатские люди из другого ведомства им что-то предлагают. В военной геральдике мы разбираемся лучше, а случается, нас пытаются убедить делать то, что нарушает и традиции, и нормы, и логику. Приходится объяснять, что тот или иной знак дублирует, допустим, военную геральдику стран Латинской Америки. Надо следовать традициям отечественной геральдики, а не слепо кого-то копировать.

— Можно ли сказать, что ваша служба возрождает российскую геральдику далекого прошлого?

— Мы вовсе не стремимся слепо переносить все, что было до 1917 года, в сегодняшний день. Многие вещи с тех пор не получили естественного развития.

Военной геральдике свойственна функциональность. В костюме военного не должно быть случайных элементов. Детали указывают на воинский чин, принадлежность определенному роду войск, военную специальность. Либо это элементы, указывающие на боевые заслуги, традиции и, стало быть, имеющие воспитательное значение. Правда, порой возникают споры. Сегодня на парадной форме военнослужащих часто можно видеть аксельбанты. Их теперь носят почти все. Но это был редко используемый различительный знак, который выполнял точную функцию. Его носили адъютанты и офицеры генерального штаба. У аксельбанта даже есть своя красивая легенда. Это шнур, на котором адъютант носил карандаш для записи приказов. Теперь, когда его носят все подряд, он теряет смысл. Армия не балет, а функция знака не в красоте.

Вот вам только один пример, на основании чего могут возникать трения между нашей службой и военными.

— Георгий Вадимович, можете ли вы сказать, что наше время стало поворотным для отечественной геральдики? Гербы и флаги часто не меняют.

— С точки зрения геральдики, это нормальная ситуация, возникшая в связи с распадом Союза. Вот если бы мы придумали некую новую эмблему, не используя старой традиции, это стало бы поворотом.

— Кстати, почему вы не пошли по этому пути?

— Потому что это не так просто.

Когда мы начинали работу в 1990 году, была поставлена задача, решить которую можно было любым из трех способов: внести изменения в существовавший герб РСФСР, создать абсолютно новую эмблему или обратиться к традициям российской геральдики, Над решением работало много художников. Почти сразу стало очевидным, что невозможно внести изменения в существовавший герб. Предложений было множество, в том числе — вынуть из герба серп и молот и заменить на изображение птицы. Это подобно тому, если в стихотворной строчке изъять слово и заменить другим. Разумеется, иногда удается найти удачный синоним, но это не просто. Герб — художественное произведение, имеющее свой контекст и свою историю.

Что касается создания новой эмблемы, то и здесь можно было предугадать неудачу. На геральдику в советское время смотрели если не как на контрреволюционную дисциплину, то как на что-то из области роскоши. Курс геральдики почти нигде не читался. Тем более никого не учили геральдическому художеству, такого жанра просто не существовало. Когда-то в геральдике работали Билибин, Нарбут. Они «пуд соли съели», прежде чем выработали свой стиль. Для этого требуется знание геральдики вообще, ее норм, правил, традиций, эволюции. Необходимо знать, чем, допустим, немецкая геральдика отличается от нашей, где используются те или иные эмблемы. У нынешних художников-дизайнеров изображение герба получается похожим на торговую марку либо это перепевы чего-то уже известного, не более.

Такая вещь, как государственный герб, равно как гимн и флаг, требуют всплеска эмоций, чувств, таланта в конце концов. Их нельзя придумать механически.

Герб РСФСР отвечал идее своего времени и был хорош графически. Он работал на свое время, но устарела политическая идея, которую он выражал. Герб не должен нести политической идеи, только тогда он будет оставаться неизменным на протяжении всей истории государства, как фамилия человека. Не случайно каждое государство гордится своим гербом тем больше, чем он древнее, и не стремится его обновить.

Ни одно из поступивших предложений на высокое звание государственного герба претендовать не могло. Из чего логически вытекало: а стоит ли изобретать велосипед? Есть герб, которому скоро исполнится 500 лет. Какое государство может себе позволить разбрасываться подобными вещами?

Вела беседу Л. ЛЕУССКАЯ


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (799) от 1.07.1994 года.


Комментарии