Недопереворот

События, происшедшие в ночь с пятницы на субботу в Анкаре и Стамбуле, войдут в историю Турецкой Республики в качестве очередной, пятой по счету за последние полвека, попытки военного переворота в стране. Правда, в отличие от четырех предыдущих попытки неудачной и даже кажущейся странной.

Недопереворот |  Иллюстрация NikoNomad/shutterstock.com

Иллюстрация NikoNomad/shutterstock.com

По первым сообщениям, приходившим из Турции вечером 15 июля, все казалось очень серьезным и потому пугающим. По лентам международных информагентств, сообщениям ведущих телекомпаний стало известно, что некие военные, почти следуя ленинскому плану, как нужно организовывать восстание, захватили «почту, телеграф, вокзалы», а в современном варианте – перекрыли мосты через Босфор в Стамбуле, «прибрали к рукам» студию государственного телевидения, а в Анкаре «взяли в плен» начальника генштаба, не пожелавшего подчиниться путчистам. Затем выступили с обращением к народу, переданным по телевидению, в котором заявили о введении военного положения в стране и переходе всей полноты власти к некоему «cовету мира». Своей целью они провозгласили «восстановление порядка, защиту демократии и борьбу с предательством высших лиц государства».

Впрочем, уже через некоторое время стало казаться, что в Турции происходит не настоящий путч, а какой-то недопереворот. Оказалось, что путчисты не удосужились не только арестовать, но даже ограничить свободу передвижения всех ключевых политиков страны. Несмотря на то что в распоряжении «переворотчиков» были вертолеты, а в небе барражировали самолеты, главный «злодей» президент Эрдоган спокойно перелетел из курортного Мармариса, где проводил свой отпуск, благополучно приземлился в аэропорту Ататюрка и выступил с обращением к народу. Хунта закрыла государственный телеканал, но почему-то забыла о спутниковых каналах, которые все это время спокойно вещали в пользу законной власти. Наконец, верные путчистам вертолеты обстреляли трассирующими пулями парламент, что по телевизору смотрелось эффектно, но было совершенно бесполезно, потому что никаких депутатов в столь поздний час там уже давно не было.

Все эти «проколы» путчистов дали основание для досужих рассуждений некоторых аналитиков, что, мол, на самом деле никакого серьезного переворота не было, а была простая инсценировка путча, организованная чуть ли не самим Эрдоганом или людьми, входящими в его ближайшее окружение. При всей оригинальности и даже завлекательности такой версии все-таки, думается, она далека от реальности. Такого рода замысловатые и сложные схемы хороши для политических детективов, но мало осуществимы на практике. Наверное, можно спланировать и провести успешный переворот, но заранее спланировать «недопереворот» просто невозможно.

Скорее всего, плохая подготовка переворота была связана с той поспешностью, с которой вынуждены были действовать заговорщики, и с тем фактом, что его основной движущей силой были офицеры среднего звена. Турецкая газета «Джумхуриет» также высказала весьма правдоподобную версию, что Эрдоган собирался в августе собрать верховный армейский совет и провести очередную чистку в армии. Узнав об этом, часть военных решила действовать на опережение и попыталась захватить власть. Как мы видим, попытка оказалась плохо подготовленной, а потому безуспешной.

Как бы там ни было, но в конечном счете безоговорочным победителем вышел из этой ситуации президент Турции Реджеп Эрдоган.

Во-первых, его поддержало население Анкары и Стамбула, массово откликнувшееся на призыв президента выйти на улицы ночью 16 июля и выступить в защиту действующей власти. Десятки тысяч жителей двух крупнейших городов страны наглядно показали, что они поддерживают Эрдогана и выступают против мятежных военных.

Во-вторых, мировое сообщество и лидеры ведущих стран мира также однозначно выступили на стороне нынешнего турецкого режима. Попытку переворота осудили и президент США Барак Обама, и российский президент Владимир Путин. Руководство Евросоюза тоже поддержало турецкую власть.

В-третьих, Эрдоган получил серьезные политические козыри для реализации своей давнишней мечты – превращения Турции в суперпрезидентскую республику во главе с собой, чему долгое время противились военные и оппозиционные партии в парламенте.

«Недопереворот» теперь развязывает руки власти по всему социальному и политическому фронту. Вне всяких сомнений, путем дальнейшего «закручивания гаек» Эрдоган добьется своей цели.

Скорее всего, он начнет с переписывания конституции, которая превратит Турцию из парламентской республики в президентскую. Раньше ему мешала оппозиция, которая выступала против этого. Не «пролезала» данная идея и через проведение всенародного референдума. Все опросы общественного мнения свидетельствовали о том, что большинство населения страны не поддерживало введение президентской республики. Теперь ситуация в корне изменилась. Вряд ли оппозиционные депутаты станут открыто выступать против победителя хунты. Да и авторитаризм власти, узаконенный конституцией президентской республики, будет явно оправдан в глазах избирателей.

А вот что будет делать Эрдоган дальше, большой вопрос.

С одной стороны, он может легко «закручивать гайки» и далее. Например, посадить в тюрьму участников мятежа не 6 тысяч, как сейчас, а 60 или 70 тысяч. Или ввести в стране смертную казнь и публично применить ее для главных мятежников (каких?). Или взять и начать полномасштабную войну с курдами.

С другой стороны, если Эрдоган не выбросил из головы идею членства Турции в Евросоюзе, то, поменяв конституцию под себя, он не должен перечеркивать все свои демократические достижения, за которые его так любили в Брюсселе. Он не должен забывать, что страна является членом НАТО, а там тоже есть определенные правила игры, которые ему как авторитарному лидеру могут не нравиться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5047) от 20.07.2016.


Комментарии