Не сработались

О том, что нынешний премьер не будет переизбираться на должность председателя Партии справедливости и развития (ПСР) на внеочередном съезде 22 мая, стало известно на прошлой неделе.

Не сработались | Иллюстрация NikoNomad/shutterstock.com

Иллюстрация NikoNomad/shutterstock.com

А это означает, что он покидает и пост главы кабинета министров, поскольку, по турецкой традиции, правительство возглавляет руководитель правящей партии.

Сам Давутоглу объяснил свое неожиданное решение довольно туманно. «В руководстве партии нет согласия, и у меня создалось впечатление, что для продолжения ее успешной деятельности нужно сменить председателя. Это не мой выбор, а необходимость», – заявил он на пресс-конференции в минувший четверг. И добавил, что не обижен на своих коллег по партии и от него «никто не услышит ни одного плохого слова в адрес Реджепа Эрдогана», так как он «будет хранить верность президенту». Иными словами, его отставка продиктована неустранимыми противоречиями в партии, а не разногласиями с президентом. Формула понятна, но верится в нее с трудом. Собственно, и у подавляющего числа аналитиков, как турецких, так и западных, она вызвала большие сомнения.

Уже один факт, что внеочередной съезд правящей партии, на котором Давутоглу формально заявит о своей отставке, был назначен после полуторачасовой встречи во дворце Эрдогана, куда премьер прибыл для разговора с президентом, говорит о многом.

Следует отметить, что возможные противоречия между Эрдоганом и премьер-министром были заложены в конституции. Дело в том, что, согласно конституции, Турция является парламентской республикой и вся полнота власти принадлежит премьер-министру. Эрдоган 11 лет возглавлял кабинет министров и был полноправным хозяином страны. Однако в 2014 году он, согласно уставу своей партии, уже не мог избираться в очередной раз руководителем ПСР, а значит, и премьер-министром. Он занял пост президента страны, рассчитывая в течение короткого промежутка времени превратить Турцию из парламентской в президентскую республику и сосредоточить в своих руках всю власть.

Но, как говорится, «что-то пошло не так», а точнее, его Партия справедливости и развития на последних парламентских выборах хотя и осталась правящей, но конституционного большинства в парламенте для воплощения замысла президента не получила.

Это был первый значительный прокол Эрдогана в реализации «громадья» своих планов. Впрочем, он носил достаточно объективный характер. А вот второй он сотворил собственными руками, когда, став президентом, выбрал в качестве премьер-министра, как ему казалось, покладистого, мягкого и интеллигентного, бывшего профессора политологии и министра иностранных дел в последнем эрдогановском правительстве Ахмета Давутоглу.

Публичных признаков неповиновения, явного конфликта, зафиксированного, скажем, СМИ, между ними не наблюдалось, но сама ситуация, когда первый, по конституции, человек в стране должен был де-факто следовать строго в фарватере идей и иногда спонтанных и непродуманных поступков Эрдогана, несла в себе «бациллу» будущих противоречий.

Прежде всего Давутоглу не проявлял никакого рвения в превращении страны в президентскую республику, он не стал форсировать сразу после своего назначения проведение референдума по данному вопросу. Наоборот, активно реализуя те полномочия, которые давала ему конституция, постепенно становился все более самостоятельной политической фигурой, прежде всего во внешней политике. На Западе его вообще считают чуть ли не фактическим архитектором всей турецкой внешней политики последних двух лет. Возможно, здесь есть некоторое преувеличение, но по крайней мере выстраивание нынешних отношений с Евросоюзом можно назвать заслугой премьера, а операцию «беженцы взамен отмены виз в страны ЕС» вообще полностью приписывают Давутоглу.

Кстати, и западные лидеры открыто симпатизировали премьеру и предпочитали иметь дело с ним, а не со взрывным и непредсказуемым Эрдоганом. Так, в ходе визита канцлера Германии Ангелы Меркель и председателя Евросоюза Дональда Туска в Турцию они встречались именно с премьером, а не с президентом. Думается, самолюбивому Эрдогану это явно не понравилось. Вполне возможно, что за особыми отношениями премьера с европейской бюрократией президент усмотрел попытку Давутоглу создать базу для укрепления собственной власти.

Кстати, следует отметить, что во внешней политике Анкары прослеживались и явные провалы. Так, попытка вмешаться в сирийские дела и поддерживать боевиков ДАИШ, запрещенной в России, не только не привела к падению режима Асада, но и способствовала военным столкновениям на приграничных территориях в самой Турции. А сбитый российский самолет, который был уничтожен вроде бы по приказу самого Давутоглу, не только заморозил все политические контакты с недавним добрым соседом Россией, но и привел к многомиллионным экономическим потерям Анкары.

Если верить оппозиционной турецкой прессе, существовали также некоторые разногласия между Эрдоганом и Давутоглу и по ряду внутриполитических проблем. Премьер выступал при выполнении определенных условий за возобновление мирных переговоров с турецкими курдами, чтобы окончить войну с ними. Эрдоган был против. Президент выступал за жесткие наказания всех оппозиционных журналистов, а Давутоглу предлагал жить со всеми СМИ дружно. Эрдоган хотел, чтобы государство «рулило» центробанком, а премьер поддерживал его независимость.

Впрочем, подчеркнем еще раз, что все эти «шероховатости» никогда не выливались в открытое противостояние двух лидеров.

Но, видимо, терпение у президента кончилось, а терпимость у премьера истощилась. Эрдоган решил на деле показать, кто в турецком доме хозяин. Похоже, как человек последовательный и решительный, он решил довести свой план реформирования политического устройства страны до логического конца и установить в ней авторитарный режим с собой во главе. Причем несмотря на все возможные политические, международные, репутационные и иные издержки.

По крайней мере из всех возможных сменщиков Давутоглу называются очень близкие к Эрдогану люди из его окружения, но самый вероятный – министр энергетики Берат Албайрак, который по совместительству является зятем президента и отцом троих его внуков. Семейный премьер, естественно, никак не помешает, а, скорее всего, поможет президенту Турецкой Республики плавно и в недалеком будущем перейти к своей мечте – суперпрезидентской форме правления страной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (5697) от 10.05.2016.


Комментарии