Не нефтью единой

В первый день ноября в Азербайджанской Республике (АР) состоялись парламентские выборы, завершившиеся полной победой действующей власти. Результаты голосования показывают, что Азербайджан остается самым стабильным государством на Южном Кавказе.

Не нефтью единой | ФОТО Alexander Tolstykh/shutterstock.com

ФОТО Alexander Tolstykh/shutterstock.com

Когда победитель
известен заранее

Оказавшись в середине октября в Баку и спрашивая у родственников и знакомых о предстоящих через несколько недель выборах, в ответ я часто слышал слова о том, что людям это голосование не очень интересно: и без того ясно, что серьезных изменений в национальной политике не случится. Так в самом деле и вышло.

Выборы в милли меджлис – 125-местное, избираемое исключительно по одномандатным округам национальное собрание АР – прошли без всякой видимой интриги. Правящая в стране политическая сила, партия «Новый Азербайджан» (ПНА), сохранила абсолютное большинство в однопалатном парламенте, проведя в милли меджлис 70 своих представителей. Еще в 43 округах первенствовали беспартийные кандидаты, полностью лояльные исполнительной власти. 12 других мандатов достались 11(!) мелким партиям, практически каждой по одному парламентскому креслу. В то же время наиболее радикальные оппозиционные силы (Партия народного фронта или «Мусават») открыто призвали к бойкоту выборов, поэтому они не будут представлены в законодательной власти.

Разумеется, такие итоги выборов можно воспринимать по-разному. В Европейском союзе, например, считают, что подобный результат является логичным следствием жесткой централизованной системы власти, во главе которой в качестве президента с 2003 г. находится Ильхам Алиев, лидер ПНА. В Азербайджане и в самом деле выстроена такая модель общества, которую весьма сложно назвать плюралистической, хотя в стране не запрещают оппозиционные партии и их печатные органы. Однако можно найти оппозиционеров и правозащитников, утверждающих, что они преследуются по политическим мотивам.

Но можно посмотреть на результаты недавно прошедших выборов и под иным углом зрения. Ведь правонационалистические силы – основные сегодня оппоненты действующего руководства страны – уже имели опыт нахождения у власти в начале 1990-х годов, когда Азербайджан оказался на краю пропасти. И отвело его от этого края мудрое правление Гейдара Алиева, отца нынешнего главы государства, руководившего страной в качестве президента в 1993 – 2003 гг. Да, Азербайджан демонстрирует политику преемственности в самом прямом смысле слова, что вызывает вопросы по «демократической части». Но при этом само общество и страна развиваются достаточно динамично.


Что дала дифференциация экономики

Так получилось, что последний раз в Баку я был в советскую эпоху, в 1980-е гг. Безусловно, детские воспоминания имеют свою специфику, но если объективно, то столица Азербайджана преобразилась до неузнаваемости. Сегодня Баку – современный модернизированный евразийский центр, по количеству строящихся и уже возведенных небоскребов мало чем уступающий «жемчужинам Востока» с берегов Персидского залива.

Скептики могут сказать: конечно, ведь у страны огромные природные запасы нефти и газа. Действительно, во многом благодаря «черному золоту» экономика АР достигла впечатляющих результатов на рубеже ХХ и XXI столетий. В первые годы нашего века по темпам роста Азербайджан опережал другие постсоветские страны. В итоге за последние десять лет доходы населения выросли в АР в 6,5 раза, размер средней месячной платы – в 5,5 раза (сегодня он составляет выше 450 манатов, что равняется почти 27 тысячам рублей), тогда как уровень бедности снизился в обществе почти в восемь раз. Сохраняются госпрограммы помощи беженцам, работникам здравоохранения и образования. Разве не говорит все это о том, что политика властей в социально-экономической сфере является вполне эффективной, а потому и пользуется широкой поддержкой сограждан?

Но руководство АР вовсе не желает «сидеть на нефтяной игле». Последние годы идет процесс дифференциации национальной экономики, в результате уже сегодня доля ненефтяных секторов в валовом внутреннем продукте страны составляет 68,4%. Причем концепция «Азербайджан-2020» нацеливает повысить эту долю к означенному году до 80%!

За последние десять лет в государстве построили свыше 55 тысяч предприятий, создав до 1,2 млн новых рабочих мест. Азербайджан активно привлекает иностранный капитал и зарубежные технологии, но очень важно отметить, что в стране создаются свои металлургические и машиностроительные предприятия, химические комбинаты. Во всех районах Баку можно найти суперсовременные офисы информационно-коммуникационных технологий. Достаточно быстро развивается и национальная космическая промышленность: с 2012 года на орбите появились два азербайджанских спутника.

Да, проблемы в стране есть – низкие пенсии, неравномерное развитие регионов, достаточно высокий уровень социального расслоения. Вряд ли можно говорить о том, что властям удалось побороть коррупцию. И все-таки очевидно, что в социально-экономическом плане АР опережает своих закавказских соседей, что во многом и делает Азербайджан самой стабильной страной на Южном Кавказе.


Боль Карабаха

Когда в детские годы я оказывался в Баку, на улицах и площадях этого старинного города все время слышалась русская речь. Мне было очень интересно, как обстоит с этим сегодня. Ныне количество русскоязычных жителей АР сократилось (в конце 1980-х годов в Баку проживали около 300 тысяч русских, а сегодня во всем Азербайджане родным русский язык называют 150 тысяч человек). Тем не менее в Баку сложно найти человека, который не мог бы вам ничего ответить на русском.

И здесь следует сказать о государственной образовательной политике, в результате которой «русские» школы продолжают активно функционировать и в Баку, и в районах. В 15% средних учебных заведений республики преподавание ведется на русском языке. Также на этом языке выходят более 50 печатных изданий и информационных сайтов. Можно согласиться с государственным советником АР по межнациональным вопросам Камалом Абдуллаевым, когда он говорит, что «сегодня мультикультурализм... в Азербайджане является продолжением традиции и остается в наследство от исторического прошлого азербайджанского народа».

Впрочем, справедливости ради следует сказать, что не все могут воспользоваться мультикультурализмом по-азербайджански. До 1988 г. в Баку, как известно, проживали почти 200 тысяч армян, далеко за пределами столицы республики знали о квартале Арменикенд. Карабахский конфликт положил конец истории проживания армян в Азербайджане, подавляющее большинство их бежало из республики. В свою очередь в ней оказались сотни тысяч беженцев не только из Нагорного Карабаха, но и из оккупированных азербайджанских районов, расположенных рядом. Карабахская боль порождает сильные антиармянские настроения в АР, ведь до сих пор потеряна практически пятая часть бывшей Азербайджанской ССР. Эта боль способствует также укреплению милитаристских настроений в обществе.

С каждым годом растет военный бюджет АР. Если всего десять лет назад на военные нужды в республике ежегодно расходовалось менее 200 млн долларов, сегодня эта цифра превысила 3 млрд долларов. Во всех регионах Азербайджана возводятся новые военные базы и городки, закупается современное вооружение. В последние годы уже и сам оборонно-промышленный комплекс АР начал экспортировать собственную продукцию за границу. И, поскольку перспектива урегулирования очень относительно «замороженного» карабахского конфликта все еще не кажется близкой, имеются веские опасения для тревоги по поводу развития этого противостояния.


Дипломатия по всем азимутам

Именно из-за нерешенности этого конфликта тема защиты независимости, суверенитета, территориальной целостности и обеспечения национальной безопасности является первостепенной задачей азербайджанской дипломатии. При президентах Гейдаре и Ильхаме Алиевых такая дипломатия работает по всем азимутам.

С одной стороны, АР интегрирована в Организацию исламской солидарности, что, конечно же, нисколько не ставит под вопрос светский характер азербайджанского государства. Также Азербайджан весьма активен в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств, а Турция, без сомнений, является на сегодня главным внешнеполитическим союзником для АР. Отметим также и тот факт, что Азербайджан недавно стал полноправным членом такого авторитетного международного объединения, как Движение неприсоединения.

Следует согласиться с точкой зрения доктора исторических наук Ниязи Ниязова, когда он говорит, что «Восток и Запад перетягивают канат в борьбе за сближение с Баку». И Азербайджан в данной парадигме стремится проводить грамотную и взвешенную линию. Так, для Баку в самом деле очень важны разнообразные связи с Европейским союзом. Хотя бы потому, что страны ЕС представляют собой крупнейшего импортера азербайджанской нефти. Однако, участвуя в различных программах ЕС или НАТО, Азербайджан категорически отвергает вмешательство Запада в свои внутренние дела.

Говоря же о российско-азербайджанских отношениях, можно сказать, что с двух сторон они характеризуются как дружественные, добрососедские и взаимовыгодные. Продолжает активно развиваться двухсторонняя экономическая кооперация, включая сотрудничество в военно-технической и транспортной сферах. Весьма большой потенциал у российско-азербайджанского партнерства в научной и культурной областях, взаимодействуют Москва и Баку также по вопросам противодействия международному терроризму.

В то же самое время общественность АР не очень довольна качеством посреднической миссии, которую выполняет Россия для разрешения азербайджано-армянского территориального конфликта: в республике многие убеждены, что РФ не в достаточной мере соблюдает здесь нейтралитет. Можно вспомнить и то, что Азербайджан поддержал Украину в 2014 году по крымскому вопросу. И все-таки, несмотря на естественные политические противоречия между Москвой и Баку, представляется, что у российско-азербайджанских отношений имеется большое будущее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5594) от 27.11.2015.


Комментарии