Не «голубь»

Вслед за главой Пентагона бравым четырехзвездным генералом Джеймсом Мэттисом конгресс США утвердил в должности еще одного «силовика» - директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Им стал конгрессмен от штата Канзас Майкл Помпео.

Не «голубь» | ФОТО (c) Oliver Contreras via ZUMA Wire

ФОТО (c) Oliver Contreras via ZUMA Wire

Утверждение прошло не так гладко и беспроблемно, как министра обороны, за которого сенаторы проголосовали почти единогласно, но тоже без неожиданностей. 66 американских народных избранников поддержали после нескольких часов дебатов своего коллегу, 32 сенатора голосовали против. В подавляющем большинстве против выступили его партийные оппоненты - демократы.

О том, что республиканский конгрессмен будет номинироваться на пост главы ЦРУ, стало известно спустя неделю после победы Дональда Трампа на президентских выборах. Тогда новый глава Белого дома заявил, что он выдвигает Помпео на высокий пост, при этом подчеркнув, что тот является «единственным парнем», которого Трамп хотел бы видеть на этой должности. Впоследствии он уточнил, что у него было девять кандидатов, но после первой же встречи с Помпео «все его сомнения рассеялись».

Майкл Помпео родился 30 декабря 1963 года в округе Ориндж в Южной Калифорнии. После окончания школы поступил в одно из самых престижных высших учебных заведений страны - Военную академию США в Вест-Пойнте. Всегда был отличником, академию закончил с лучшими показателями в своем выпуске. Получив в 1986 году диплом офицера-танкиста, последующие пять лет Помпео прослужил в сухопутных войсках США и даже поучаствовал в войне в Персидском заливе. Правда, то ли из-за того, что тяготы армейской службы оказались не по душе будущему главному разведчику страны, то ли военные действия произвели негативное впечатление на молодого офицера, но сразу после «Бури в пустыне» в звании капитана Помпео вышел в отставку и решил стать юристом.

На гражданке дела у него пошли несравненно лучше. Он получил в 1994 году степень доктора права в Гарвардском университете, проработал несколько лет в юридических компаниях, а затем занялся бизнесом. Причем успешно. В 2006 году Помпео становится президентом компании по производству оборудования для нефтяных месторождений.

Впрочем, бизнесменом Майкл Помпео пробыл недолго. В 2010 году его привлекла большая политика. Он был избран в нижнюю палату конгресса США от «житницы Америки» штата Канзас, который и представлял вплоть до своего нынешнего назначения.

По большому счету ничем ярким за все эти годы Помпео не запомнился, да и особенно выдающейся карьеры ни в Республиканской партии, ни в сенате не сделал. Он был типичным республиканским конгрессменом со свойственными своей партии воззрениями. Он не любил администрацию Барака Обамы, критиковал позиции своих оппонентов демократов, был умеренно жестким политиком. Правда, были некоторые принципиальные позиции, которые сближали его с мнением Дональда Трампа и могли выделить Помпео из рядов республиканского истеблишмента. Так, рядовой конгрессмен из заштатного Канзаса стал известен, когда подверг резкой критике ядерную сделку, заключенную администрацией Барака Обамы с Ираном, а затем выступил против действий президента Обамы по охране окружающей среды и борьбе с парниковыми газами, назвав их «ущербными и радикальными». Именно эти позиции были ключевыми в предвыборной программе Трампа.

Кроме этого Майкл Помпео запомнился еще рядом резких высказываний. Так, он выступал против закрытия спецтюрьмы «Гуантанамо» и всячески поддерживал программу электронной слежки за гражданами, существование которой предал огласке бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден. Помпео называл Сноудена «предателем» и говорил, что его нужно казнить.

К России глава ЦРУ, что, впрочем, традиционно для представителей этой организации, относится с недоверием и даже нескрываемым подозрением. По крайней мере на слушаниях в сенатском спецкомитете по разведке он заявил, что в своей будущей деятельности будет исходить из того, что Россия «агрессивно восстанавливает свои позиции в мире», и даже договорился до того, будто бы Москва «угрожает Европе и почти ничего не делает для содействия разгрому ИГИЛ» (запрещена в России). Там же он сказал, что считает необходимым дать «сильный ответ» на «кибератаки со стороны России», но в то же время назвал информацию о связях штаба Трампа с Москвой «голословными утверждениями, которые ничем не подтверждены».

Характерно, что изначально Майкл Помпео поддерживал выдвижение Марко Рубио в качестве кандидата на пост президента, но после победы Дональда Трампа на праймериз сразу присоединился к сторонникам миллиардера.

Нового директора ЦРУ трудно назвать профессионалом в разведывательной деятельности. Со спецслужбами его никогда ничего не связывало. Если, конечно, не считать, что последние несколько лет в конгрессе он трудился в комитете по разведке. Это назначение, скорее всего, имеет политический подтекст, это своего рода компромисс между истеблишментом Республиканской партии, президентом и разведывательным сообществом, между которыми существуют явные и скрытые противоречия.

Трампу, конечно, хотелось бы наладить нормальные рабочие отношения с разведструктурами, испорченные из-за того, что их прошлое руководство в предвыборной кампании открыто встало на сторону Хиллари Клинтон. А для этого, естественно, нужен человек не из этого ведомства, но разделяющий основные принципы Трампа.

Республиканская бюрократия заинтересована в том, чтобы в команде нового президента было как можно больше ее представителей. Это будет давать ей возможность влиять, а возможно, и менять политику непредсказуемого Трампа.

Ну а разведсообществу в нынешней ситуации выбирать не приходится. Для сохранения своих позиций в администрации, полновесного финансирования и чтобы не попасть под каток сокращений, они готовы согласиться на любого более-менее адекватного, с их точки зрения, начальника.

Похоже, что Майкл Помпео устраивает всех.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5876) от 26.01.2017.


Комментарии