Накажут  ли «нарушителей  конвенции»

В дружной евросоюзовской семье назрел скандал. Три младоевропейца, три посткоммунистические страны - Польша, Венгрия и Чехия рискуют оказаться в опале со стороны европейской бюрократии.

Накажут  ли «нарушителей  конвенции» | Иллюстрация Oxlock/shutterstock.com

Иллюстрация Oxlock/shutterstock.com

На прошлой неделе Еврокомиссия одобрила решение о начале процедуры наказания трех из четырех стран Вышеградской группы, в которую также входит еще и Словакия. Формально нагоняй должен последовать из-за отказа Варшавы, Будапешта и Праги следовать решению Евросоюза принимать по ранее определенным квотам беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, как того требует постановление ЕС от 2015 года.

Однако складывается впечатление, что история с отказом этих стран принимать мигрантов - просто удобный предлог «отшлепать бузотеров» за отход от столь дорогих старой Европе либерально-демократических ценностей, который националистические власти троицы предприняли еще раньше.

Внешне суть конфликта выглядит следующим образом. Соглашение 2015 года предусматривает, что страны Евросоюза должны были в течение трех лет распределить 160 тысяч беженцев, находящихся на тот момент в лагерях Италии и Греции. Распределить не поровну, а по справедливости. Исходя из численности населения стран, их экономического и социального потенциала. Говоря откровенно, от Польши, Венгрии и Чехии Брюссель не требовал чего-то сверхъестественного. За это время эти страны должны были принять, соответственно, 6182, 1294 и 2691 человека. То есть их доля составляла для Польши 0,02% от общего населения страны, для Венгрии - 0,013%, а для Чехии - 0,015%.

Впрочем, и эти не очень обременительные квоты непослушные младоевропейцы решили демонстративно проигнорировать. Мадьяры не приняли по этой схеме ни одного беженца. Поляки в последний раз брали обязательство еще при прежнем либеральном кабинете министров Дональда Туска, а нынешнее националистическое правительство пани Беаты Шидло в открытую выступило против участия в любых попытках помогать беженцам и также отказалось их принимать. Самыми «послушными» оказались чехи, правда, и они, приняв в прошлом году всего 12 человек, ныне наотрез отказались выполнять декларацию 2015 года.

Власти Польши и Чехии свое нежелание выполнять обязательства объясняли проблемами опасности, которые создают в их странах мигранты. А главный возмутитель европейского спокойствия премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, сославшись на итоги референдума в своей стране, согласно которым более 90% населения высказались против принятия беженцев, и вовсе заявил: «Пока я нахожусь у власти, правительство не уступит шантажу Брюсселя в вопросе принятия обязательных квот по мигрантам».

Для объективной оценки ситуации нужно понимать, что увеличение притока мигрантов в Европу, исходя из главенствующих там либерально-демократических ценностей, которые ныне исповедует европейский истеблишмент, неизбежно. Однако младоевропейцы вполне осознанно отказываются следовать им. И для этого у них есть формальные основания. Ведь большинство приехавших из стран Ближнего Востока и Африки вовсе не беженцы, а мигранты, которые прибыли в Евросоюз незаконно. К тому же они никак не собираются постоянно проживать в Восточной Европе. Для них Польша, Венгрия и Чехия просто перевалочный пункт на пути в более «тучные» страны Евросоюза, в которых они получат более «вкусный» социальный пакет и будут жить в наиболее приемлемых для них социально-климатических условиях.

Однако проблема «бузотерской тройки» заключается в том, что нельзя вечно «тырить» из ЕС условный «изюм» в виде огромных дотаций на сельскохозяйственный сектор своих стран и при этом не платить за другие проблемы Евросоюза ни копейки.

Грубо говоря, нынешняя ситуация выглядит следующим образом - если вы живете в единой семье, вы обязаны не только пользоваться ее привилегиями, но и разделять не конкретно ваши, а общие ее потери.

Польша, Венгрия и Чехия, по мысли брюссельских чиновников, эту жизненно-политическую аксиому не хотят признать и потому должны быть наказаны. Процедура, запущенная принятием на прошлой неделе Еврокомиссией соответствующего решения о наказании «нарушителей конвенции», предусматривает несколько этапов. Сначала будет направлено официальное письмо стране-нарушителю с изложением претензий. Если та не реагирует, комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу и направляет соответствующие материалы в Европейский суд. А тот уже решает степень наказания. Оно может быть как материальным, так и политическим. Например, за каждого непринятого беженца, как утверждает западная пресса, предусмотрен штраф до 250 тысяч евро, возможна и такая мера, как лишение страны права голоса в Совете Евросоюза, правда, она еще ни разу не применялась.

Еще большую «кровожадность» по отношению к трем странам высказывают ряд видных западноевропейских политиков. В частности, нынешний председатель германской Социал-демократической партии, а в недалеком прошлом спикер Европарламента Мартин Шульц предлагает увязать субсидии ЕС Польше, Венгрии и Чехии с соблюдением ими решения о беженцах. С учетом того факта, что эта троица входит в первую пятерку получателей евросоюзовских денег (только в прошлом году они получили от Брюсселя около 20 млрд евро), понятно, что лишение «карманных денег» заставит нарушителей всерьез задуматься о своем поведении.

Более изощренно выглядит инициатива нынешнего председателя европейского парламента итальянца Антонио Таяни. Он предлагает переориентировать бюджет ЕС с сельскохозяйственных субсидий, которые нынче составляют основную статью помощи странам, прежде всего Восточной Европы, на такие вопросы, как иммиграция и изменение климата, более важные для основных членов союза.

Правительствам Польши, Венгрии и Чехии сейчас сложно отступить назад, не теряя своего политического лица. Но и лишиться европейского финансирования весьма опасно, особенно в преддверии парламентских выборов в этих странах.

#Евросоюз #Еврокомиссия #скандал

Комментарии