Молдавское обострение

После январского штурма парламента в Кишиневе, когда там келейно утверждалось новое правительство Молдавии, в конце апреля в этой стране вновь активизировалась оппозиция, объединившая выступающих за сближение с Россией «Нашу партию» и социалистов с поддерживающей интеграцию в ЕС правоцентристской «Гражданской платформой». Снова митинги в центре столицы и столкновения с полицией, снова призывы к отставке правительства Павла Филипа и досрочным парламентским выборам вместе с президентскими, назначенными на 30 октября.

Молдавское обострение | Иллюстрация PromesaArtStudio/shutterstock.com

Иллюстрация PromesaArtStudio/shutterstock.com

«Главные проблемы Молдавии не геополитические, а социально-экономические, – констатирует аналитик Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко. – Зимой правительство сформировали за счет того, что бывших пророссийских депутатов самый богатый молдавский олигарх Влад Плахотнюк смог перетянуть на свою сторону. Но только путем устранения бедности, безработицы, коррупции можно преодолеть противоречия во внешнеполитических вопросах».

Ситуация в экономике, по словам экономического эксперта Георгия Костандаки, аховая. Экспорт за первый квартал текущего года сократился на 29%. Причем поставки на рынок ЕС, который сейчас является основным для страны, упали более чем на 20%. Импорт сократился на 26%. В различных отраслях промышленности падение составило от 2 до 15%. А налоговые поступления в бюджет сократились на 15% по сравнению с первым кварталом 2015 года. Несмотря на обещания, так и не восстановлены валютные резервы. «Премьер-министр Филип в своей речи пообещал сосредоточить усилия на открытии новых рабочих мест, а только за первый квартал этого года закрылись 1,5 тыс. предприятий», – говорит Костандаки.

«Допустим, человек серьезно болен. Ему нужно срочное хирургическое вмешательство и неотложное медикаментозное лечение. А ему прописывают фитотерапию – попить травки. Примерно так сегодня выглядят молдавская экономика и действия, предпринимаемые правительством», – считает экономист Михаил Пойсик.

«100 дней работы правительства для меня пролетели незаметно. Было много суеты, обещаний, решения вопросов второстепенного характера, которые не оказали существенного влияния ни на экономику, ни на население», – свидетельствует молдавский экономист Елена Горелова.

С бюджетом и налоговой политикой, по ее словам, ситуация затянута запредельно. В итоге, на словах обещая облегчить жизнь бизнесу, правительство ее только усложняет, меняя налоговые условия в середине года, когда хозяйствующие субъекты уже вовсю работают по заключенным контрактам. Непонятно, что будет с внешним финансированием – обещание наладить отношения с МВФ так и не выполнено. Вопросы вызывает и внутренний долг.

«И самый важный вопрос – открытие российского рынка. Скоро первый сбор фруктов нового урожая, а куда их отправлять – неясно. У консервщиков и переработчиков на складах тоже скопилась продукция, куда ее девать – неизвестно. То есть те вопросы, которые действительно волнуют бизнес и население, зависли в воздухе. И мне непонятно, что наше правительство ставит себе в приоритеты», – заключает Горелова.

Политическая нестабильность в Молдавии усиливает пророссийское лобби в стране. Такое мнение высказывает директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. Эксперт уверен, что политические проблемы Молдавии вызваны тремя главными факторами. «Первое: ограничение торговли с Россией и падение цен на сырье в мире, что сильно ударило по экономике страны. Второе: ассоциация с ЕС не открыла рынки. Третье: местные «бароны» взяли себе больше, чем было допустимо экономическими возможностями страны», – утверждает Толстов.

На одного из этих «баронов» прямо указывает известный молдавский политолог Оазу Нантой. «Диагноз проблемы следующий: в настоящее время Республика Молдова является захваченным государством, – отмечает он. – То есть частное лицо, которого зовут Владимир Плахотнюк, контролирует генеральную прокуратуру, центр по борьбе с коррупцией, юстицию, медиахолдинги, еще и прикупил в придачу парламент, в котором методом коррупции и шантажа создал большинство из 57 депутатов при общем количестве – 101 депутат. Еще в резерве у господина Плахотнюка есть 7 депутатов от бывшей партии коммунистов, которая по его повелению раскололась и 14 депутатов перешли к нему в так называемую Демократическую партию Молдавии, создав социал-демократическую платформу. Дело дошло до того, что, после того как господин Плахотнюк заказал отставку у правительства Валерия Стрельца 29 октября, он захотел лично стать премьер-министром, то есть выйти из тени.

Потом после интриг определенных кандидатов должность премьера занял господин Павел Филип, который является членом команды Плахотнюка, которого все рассматривают не как самостоятельного премьера, а как исполнительного человека, который будет находиться в услужении господина Плахотнюка вместе со всем правительством, – продолжает Нантой. – Соответственно, такая ситуация спровоцировала недовольство и протестные настроения в обществе. У нас сейчас, по моему разумению, патовая ситуация. С одной стороны, мы формально имеем правительство, которое не пользуется поддержкой в обществе, и имеем господина Плахотнюка, который в общественном мнении стал символом зла. У него самый высокий антирейтинг – это факт. С другой стороны, мы имеем общество, которое кипит от негодования из-за всего того, что миллиарды украли и у власти находятся воры, а какой-то альтернативы создать не получается».

«Конечно, протестные акции будут активизироваться, – прогнозирует развитие ситуации заведующий отделом Молдавии и Приднестровья Института СНГ Сергей Лавренов. – Вопрос в их масштабах и эффективности. Многие политические деятели оппозиции недовольны ходом событий, поскольку власть достаточно умело манипулирует общественным мнением, принимая популистские решения, которые во многом снимают те требования, которые оппозиция озвучила несколько месяцев назад. В первую очередь это решение о проведении прямых президентских выборов осенью нынешнего года и лишение депутатов неприкосновенности. То есть власть идет на опережение, обгоняя оппозицию. А это сбивает градус общественной напряженности и протестов в стране».

«Ситуация нестабильная – стабильности взяться неоткуда, правительство нелегитимно, в стране экономический кризис, – отмечает президент Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. – Часть партий вообще призывает к тому, чтобы отказаться от суверенитета и присоединиться к Румынии, хотя большая часть общества против этого».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии