Миграционный тупик

Этот вопрос стал центральным в повестке дня саммита. Достаточно сказать, что обсуждался он в течение 11 часов (не менее сложный вопрос, что делать с Грецией, дебатировался лишь четыре часа), но после шумных споров, взаимных претензий со стороны отдельных стран, наиболее пострадавших от «набегов» мигрантов, руководство Евросоюза и стран ЕС ни к чему конкретному так и не пришло.

Миграционный тупик | ФОТО AuraLux/shutterstock.com

ФОТО AuraLux/shutterstock.com

«Лидеры Европейского союза недостойны называться европейцами!» – в сердцах воскликнул после окончания саммита премьер-министр Италии Маттео Ренци, раздосадованный фактическим отказом европейских стран помочь Риму в «приемке» нелегальных мигрантов. Итальянцам можно только посочувствовать. Из-за законодательства ЕС они оказались в своеобразной ловушке, ведь, по существующим правилам, беженцев должна принимать та страна, на берег которой они высадились в первую очередь. Поскольку самый короткий путь по Средиземному морю из Северной Африки в Европу для незаконных мигрантов проходит через Италию, ей пришлось принимать удар на себя.

Руководство Евросоюза решило помочь итальянцам. По предложению главы европейской дипломатии Федерики Могерини, поддержанной председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, был создан план, согласно которому беженцы должны были распределяться по странам ЕС, исходя из их численности населения, мощи экономики, уровня жизни и других факторов. Всего предполагалось переселить за два года 40 тысяч нелегальных мигрантов, добравшихся до берегов Южной Европы.

Эта инициатива изначально вызвала неоднозначную реакцию, фактически расколовшую дружную семью европейцев. Полностью поддержали идею Еврокомиссии Германия, Италия, Австрия и Швеция, с оговорками – Нидерланды, Португалия. Категорически были против страны Восточной Европы, а также Франция и Испания.

Уже перед началом саммита в Брюсселе стало понятно, что утверждение квот на разные страны вряд ли пройдет. Кроме всего прочего объективно этому мешала и сложная система утверждения инициативы. Ведь, для того чтобы ее принять, Брюсселю необходимо было заручиться поддержкой большинства стран – 15 из 28, причем их численность населения должна была составлять более 65% всех граждан Евросоюза. С количеством стран вроде бы все было в порядке – 18 поддерживали инициативу, а вот с численностью населения в них проживающих – нет. Скорее всего, если бы на саммите дело дошло до голосования, сторонники введения квот все равно бы проиграли. Однако дело до голосования не дошло, а квоты так и не ввели.

Вообще решение по данному вопросу, принятое по итогам саммита, представляет собой верх неопределенности и туманности.

Выступая на пресс-конференции, глава Евросовета Дональд Туск заявил: «ЕС готов распределить 60 тысяч мигрантов по всем странам содружества, но как – пока не определил конкретные механизмы. Лидеры решили, что 40 тысяч человек распределят из Италии и Греции в другие страны ЕС и еще 20 тысяч будут переселены». При этом и способы распределения пока не согласованы, но будут, по словам Туска, выработаны в дальнейшем.

Поэтому вполне понятна резкая реакция на такое расплывчатое решение итальянского премьера Маттео Ренци. Еще перед саммитом он немного попугал несговорчивых союзников, объявив, что, если Европа будет закрывать глаза на эту проблему, считая происходящее задачей одной Италии, Рим будет решать ее самостоятельно, но тогда «поражение потерпит сама идея единой Европы». При этом он упомянул какой-то план Б, который поможет стране выбраться из возникшей ситуации, но «навредит Европе».

Детали страшного плана неизвестны, но итальянская пресса пишет, что Рим может запретить иностранным судам высаживать мигрантов на своих берегах, а тем, кто сможет пробраться, начнет выдавать шенгенские визы, чтобы они могли уехать в любую другую страну ЕС. Тем более что беженцы, приплывающие в Италию, хотят отправиться в более обеспеченные государства Евросоюза, предоставляющие лучшее социальное обеспечение. В первую очередь в Скандинавские страны.

Существует, правда, еще так называемый австралийский вариант решения проблемы беженцев. В сухом остатке он выглядит следующим образом. Моментально отбуксировать беженцев на их же плавсредствах, пока они не достигли желанных берегов, назад в избранную точку. Австралийцы перевозили мигрантов на острова, принадлежащие Науру и Папуа – Новой Гвинее. При этом власти Канберры вполне гуманно платили островным государствам за содержание и репатриацию нежданных гостей.

Австралия впервые применила свою систему в далеком 2001 году, и, несмотря на международную критику, рецепт оказался очень эффективным. Через десять лет поток нелегальных беженцев из Индонезии, Мьянмы (Бирмы) и Вьетнама на родину кенгуру фактически прекратился.

Австралийский вариант выхода из миграционного тупика недавно поддержала Великобритания устами своего министра внутренних дел Терезы Мэй, заявившей, что, вместо того чтобы заниматься приемом и квотированием мигрантов, лучше организовать «спецприемники» на африканском побережье.

Гуманные европейцы находятся на распутье. Думают. Свое решение руководство Евросоюза пообещало представить к концу июля.


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пока чиновники Евросоюза безуспешно решают, что им делать с беженцами, Дания собирается установить контроль на границе с Германией, для того чтобы пресечь въезд на свою территорию нелегальных мигрантов и перевозку контрабандных товаров. Об этом датский министр иностранных дел Кристиан Дженсен заявил на днях своему немецкому коллеге Франку Штайнмайеру.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5493) от 06.07.2015.


Комментарии