Между патриотизмом и Европой

Недавно в Сербии состоялись досрочные парламентские выборы. Как и в 2014 году, они принесли победу коалиции, возглавляемой Сербской прогрессивной партией (СПП).

Между патриотизмом и Европой | Иллюстрация Aleksander Mijatovic/shutterstock.com

Иллюстрация Aleksander Mijatovic/shutterstock.com

Экономика:
то в плюс, то в минус

Обозреватели полагают: досрочные выборы были организованы действующей властью, главную роль в которой играет именно СПП, чтобы укрепить позиции правительственного лагеря, консолидировать его избирателей. Однако это решение не должно было гарантировать силам, поддерживающим исполнительную власть, легкой победы. Дело в том, что экономику Сербии в последние годы лихорадит. Если в 2013-м казалось, что национальная экономика вышла из кризиса, то годом позже ее вновь ожидал спад. В 2015-м экономический рост вновь проявился, достигнув отметки полтора процента валового внутреннего продукта (ВВП).

Общественное недовольство продолжает вызывать высокий уровень безработицы. Конечно, за последние пару лет он несколько сократился, но, по официальным данным 2015 года, работы в Сербии не имеет 21% трудоспособного населения. Это один из самых высоких показателей в Старом Свете.

Покупательная способность сербов хоть и растет, но достаточно медленными и, скажем так, зигзагообразными темпами. ВВП на душу населения в год чуть превышает сумму, эквивалентную 5100 евро. Статистика дает основание говорить о том, что уровень жизни в современной Сербии составляет примерно 40% от среднего уровня, характерного для стран Европейского союза.

Но все-таки определенное ощущение стабильности в сербском обществе чувствуется. Государство больше, чем в нулевые годы, расходует на социальные программы, строится больше социального жилья. В последние годы заметно возросли внешние инвестиции (прежде всего из Евросоюза, России и Китая). А благодаря им появились новые средства на развитие энергетической сферы Сербии, национальной финансовой системы, железнодорожного транспорта.

Популярная власть

Итоги выборов в 250-местную народную скупщину подтвердили, что правящий в стране тандем президента Томислава Николича и премьер-министра Александра Вучича сохраняет свою актуальность. Оба самых влиятельных сербских политика принадлежат к созданной ими в 2008 года СПП. До этого и Николич, и Вучич входили в число руководителей крайне националистической Сербской радикальной партии (СРП), но в итоге порвали с ее основателем Воиславом Шешелем, к тому времени уже пять лет находившимся в камере Международного трибунала по бывшей Югославии.

Николич и Вучич создали прогрессивную партию, которая, синтезировав идеи консерватизма, патриотизма и в то же время приверженности европейскому выбору, быстро превратилась в самую влиятельную и популярную силу сербского общества. Сегодня в рядах СПП состоят около 300 тысяч человек. Именно вокруг этой партии к прошедшим выборам была сформирована весьма пестрая и эклектичная по составу коалиция «Сербия побеждает».

Коалицию на выборы повел сам глава правительства Вучич. В конечном счете его альянс и победил, получив поддержку более 48% избирателей. Это даст победившей коалиции в скупщине 130 мандатов, то есть абсолютное большинство. Победа, правда, имеет несколько горький привкус, ведь после голосования 2014 г. у СПП и ее союзников в парламенте было на сорок парламентских мандатов больше.

Впрочем, до сих пор в Сербии существует весьма разноликое парламентское большинство, куда входят и социалисты – партия, основанная в свое время Слободаном Милошевичем. Лидер Социалистической партии Ивица Дачич, в частности, возглавляет сегодня министерство иностранных дел.

А вот третье место получили бывшие однопартийцы президента и премьер-министра – сербские радикалы. Вернувшийся в Белград «на щите» Шешель капитализировал голоса недовольных. За СРП проголосовали более 8% избирателей, что даст вернувшимся в скупщину крайне правым 21 парламентский мандат. Отметим и попадание в парламент после повторного голосования, прошедшего на 15 избирательных участках в мае, пророссийской коалиции «Демократическая партия Сербии – Двери», преодолевшей 5-процентный избирательный барьер. Она будет иметь 11 депутатов.

По большому счету выборы в скупщину не привели к каким-либо кардинальным переменам в соотношении общественно-политических сил. В сербском обществе по-прежнему уважают политиков-патриотов, пытающихся проводить социально ориентированный курс.

Национальный императив

Результаты досрочных выборов подтверждают также незыблемость внешней политики Белграда. А политика эта направлена на дифференциацию международных связей страны.

В свое время, в эпоху «социалистической Югославии», это многонациональное балканское государство имело громадный международный авторитет, по праву являясь одной из ведущих стран в Движении неприсоединения (ДН). Но распад СФРЮ и начало военно-политических конфликтов в экс-Югославии привели к катастрофическим последствиям, в том числе и во внешнеполитической сфере. «Новую Югославию» выставили из ДН, до 2000 г. было приостановлено членство страны в ООН. Для большей части государств именно Союзная Республика Югославия и ее ядро – Сербия – оказались главными виновниками межэтнической драмы 1990-х гг.

После отстранения от власти антизападного режима Милошевича в 2000 г. внешнеполитическая ситуация начала меняться. Новые правители, ориентированные на Запад, сделали явный выбор в пользу европейской интеграции. В 2008 г. между ЕС и Сербией было подписано соглашение о стабилизации и ассоциации, после чего сербская сторона начала энергично реформировать национальное законодательство в социальной, экономической, юридической сферах под стандарты Евросоюза.

Началось это все при проевропейском правительстве, а продолжилось при патриотах-консерваторах из СПП. В марте 2012 года Сербия получает статус страны – кандидата в ЕС, а с января 2014-го стартовали уже предметные переговоры о процессе вступления государства в Евросоюз. Александр Вучич по этому поводу заявляет: «Для Сербии в том окружении, в котором она сейчас находится, стать членом ЕС – императив». Данная точка зрения весьма распространена и в общественном мнении.

Если абсолютное большинство населения Сербии искренне поддерживает идею членства своей страны в ЕС, то, судя по опросам общественного мнения, гораздо в меньшей мере популярна политика интеграции с НАТО. Это вполне закономерно, если держать в памяти то, что именно НАТО в 1999 г. активно бомбардировало территорию страны, вследствие чего сербы были вынуждены уйти из Косово. Но даже если общественность не очень благожелательно восприняла ратифицированное скупщиной в начале нынешнего года соглашение с Североатлантическим блоком, то, как видим, это особенно не сказалось на электоральных настроениях большей части сербских избирателей.

Союзники или партнеры?

Исторические связи русского и сербского народов исчисляются веками. Этническая, культурная, религиозная близость создали условия для крепкой дружбы и братства. На Балканах никогда не забудут помощь, которую оказывала Россия в процессе национального освобождения сербов в XIX в., как и то, что вступила Российская империя в Первую мировую войну именно из-за сербов. Одновременно нашим соотечественникам не стоит забывать, что массовое антифашистское партизанское движение в оккупированной Югославии началось 22 июня 1941 года.

К нам и сегодня по-доброму относятся в Сербии. Между нашими странами налажено плодотворное межгосударственное сотрудничество, существуют достаточно тесные партнерские отношения. Сербия, как известно, несмотря на давление Запада, не примкнула к антироссийским санкциям, признавая одновременно территориальную целостность Украины.

Россия является четвертым экспортером для Сербии и занимает второе место среди стран-импортеров. Конечно, как и почти со всеми государствами Европы, взаимный товарооборот нашей страны и Сербии в прошлом году сократился (почти на треть). В то же время у сербских товаропроизводителей в силу заключенных ранее соглашений имеется возможность фактически беспошлинного выхода на российский рынок. Это дает надежду на восстановление прежнего объема двухсторонней экономической кооперации. В различных секторах хозяйства действуют совместные предприятия, налажено взаимодействие в сфере строительства.

Россия экспортирует в Сербию медь и изделия из нее, удобрения, минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. В свою очередь из Сербии к нам идут механическое оборудование, одежда, транспортные средства, электрические машины. В условиях «сельскохозяйственной войны» между РФ и ЕС резко возросли поставки сербских продуктов.

И все-таки вряд ли в нынешних геополитических условиях правомерно называть наши межгосударственные отношения союзническими. И недавнее соглашение Белграда и НАТО как раз говорит об этом.

Первое заседание скупщины должно состояться не позже чем через 30 дней после объявления окончательных итогов выборов. После этого еще максимум 90 дней отводится на формирование кабинета министров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.


Комментарии