Лондон получил «стоп-кран» от ЕС

Британский премьер-министр на этой неделе «поборолся» с европейской бюрократией в лице главы Европейского совета Дональда Туска за лучшее будущее своего туманного отечества. Он договорился о его особом статусе, изрядно пугая бывшего польского премьера выходом Великобритании из дружной семьи сообщества.

Лондон получил «стоп-кран» от ЕС | ФОТО NaughtyNut/shutterstock.com

ФОТО NaughtyNut/shutterstock.com

В ноябре прошлого года, сразу после недавней победы на парламентских выборах, Кэмерон послал руководству Евросоюза требования, после выполнения которых Великобритания могла бы остаться в рядах ЕС. По сути, это были условия о новом, особом статусе пребывания страны в рамках союза.

Требования были простыми и понятными. Они заключались в четырех пунктах.

Первый – Лондон требовал от Брюсселя обещания не включать Великобританию в новые интеграционные процессы. В связи с этим английскому парламенту, а также национальным парламентам стран ЕС должны быть предоставлены дополнительные полномочия. В том числе и по блокированию любых законопроектов Евросоюза.

Второй – необходимо создать условия, при которых будет защищен единый рынок Великобритании и других стран, не входящих в зону евро. Налогоплательщики, не входящие в эту зону, не должны участвовать в операциях по спасению евро как валюты. Для еврозоны главным финансовым регулятором может быть ЕС, но для Великобритании и других стран Евросоюза, использующих собственную валюту, таковым должны быть национальные банки.

Третий – нужно создать более конкурентоспособный союз. Для этого следует соединить различные предложения по созданию единого рынка и сократить централизованное регулирование. Евросоюз должен больше внимания уделять обеспечению свободного передвижения капитала, товаров и услуг, а не людских ресурсов.

Четвертый – Лондон категорически требует от Брюсселя разрешения отменить большинство британских социальных выплат, которые он обязан производить по европейскому законодательству для мигрантов из ЕС, которые находятся в Великобритании менее четырех лет. Не афишируемая, но достаточно понятная цель – прекратить так называемый туризм за пособиями в Британию из стран Восточной Европы.

В британской прессе это требование получило название «экстренный тормоз», поскольку такая мера должна резко уменьшить поток мигрантов, а также снизить нагрузку на бюджет страны.

Если первых три пункта британских требований, по мнению европейских дипломатов, выполнить не очень сложно, то последний был самым «занозистым».

Следует отметить, что Великобритания исторически занимала особое, привилегированное положение в ЕС. Нынешняя сложная международная обстановка, экономический кризис и миграционные проблемы играют на руку британцам. Они с большими основаниями шантажируют Евросоюз референдумом, грозя выйти из состава ЕС, и требуют от Брюсселя новых льгот и привилегий.

К тому же Лондон в переговорах с Евросоюзом вовсю использует один весомый аргумент. Кэмерон обещает, что если соглашение о реформе подпишут на ближайшем саммите Евросоюза в феврале, то новые нормы будут применяться сразу после референдума о членстве Великобритании в ЕС. Он должен состояться до конца 2017 года, но премьер-министр говорит о возможности его проведения и в текущем году. Такой расклад вполне устраивает Брюссель, ведь на сегодняшний момент, как свидетельствуют соцопросы, 54% британцев хотят остаться в Евросоюзе и только 36% говорят «нет». Однако вовсе не факт, что первый показатель со временем будет расти, а второй падать. Исходя из проблем, стоящих перед ЕС, можно ожидать роста евроскептиков, что объективно подталкивает Брюссель пойти навстречу Лондону.

Проблема «экстренного тормоза» некоторое время была камнем преткновения в отношениях между двумя высокими договаривающимися сторонами еще и потому, что ее решение затрагивало интересы третьих стран, членов ЕС. Власти ряда стран уже выразили недовольство обсуждаемой проблемой, против, в частности, выступила Польша. В Варшаве заявили, что никогда не одобрят механизм, который лишает их соотечественников социальных благ в ЕС.

Тем не менее прошедшие в минувшие выходные в Лондоне переговоры между главой Европейского совета Дональдом Туском и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном закончились обнародованием 10-страничного проекта решения по реформам Евросоюза, в котором, по сути, были учтены все предложения Великобритании, в том числе и по введению «экстренного тормоза».

Правда, пункт ограничения доступа к социальным благам мигрантов из других стран может быть введен, если стране удастся это обосновать чрезмерной нагрузкой на социальную систему.

Учитывая негативную реакцию на свой проект некоторых восточноевропейских стран, хитроумный Туск рекомендует сначала закрепить эти реформы простым решением февральского саммита ЕС. Внести же их в базовые документы Евросоюза (а здесь требуется единогласное одобрение лидерами всех стран ЕС) Туск предполагает после референдума в Великобритании. И только в том случае, если островитяне примут решение остаться в европейском сообществе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5637) от 05.02.2016.


Комментарии